Найти в Дзене
НВЭ

Голливудская развесистая клюква: Tovarich (1937)

Тема изображения Голливудом жизни в Советской России уже затрагивалась в статье, посвященной экранизациям "Двенадцати стульев" (речь там, напомню, шла о фильме "12 стульев" Мэла Брукса). Подобное кино бывает настолько забавным в своей нелепости, что я, как правило, стараюсь не упускать случая ознакомиться с образчиками данного жанра. В этой статье речь пойдет об еще одном из таких фильмов - "Tovarich" (думаю, название переводить не надо), голливудской комедии на тему белой эмиграции. Вообще говоря, от этого фильма можно было бы ожидать чуть большего реализма по сравнению с такой беспардонной клюквой, как, скажем, "Товарищ Икс" с Кларком Гейблом и Хеди Ламарр в главных ролях (я намереваюсь написать о нем вскорости), или даже знаменитая «Ниночка» с Гретой Гарбо - все-таки режиссером здесь выступил Анатоль Литвак, сам выходец из России (он родился в 1902 г. в Киеве), успевший отметиться и в советском кино, а впоследствии снявший известную «Анастасию» с Ингрид Бергман и Юлом Бриннером на б

Тема изображения Голливудом жизни в Советской России уже затрагивалась в статье, посвященной экранизациям "Двенадцати стульев" (речь там, напомню, шла о фильме "12 стульев" Мэла Брукса). Подобное кино бывает настолько забавным в своей нелепости, что я, как правило, стараюсь не упускать случая ознакомиться с образчиками данного жанра. В этой статье речь пойдет об еще одном из таких фильмов - "Tovarich" (думаю, название переводить не надо), голливудской комедии на тему белой эмиграции.

Вообще говоря, от этого фильма можно было бы ожидать чуть большего реализма по сравнению с такой беспардонной клюквой, как, скажем, "Товарищ Икс" с Кларком Гейблом и Хеди Ламарр в главных ролях (я намереваюсь написать о нем вскорости), или даже знаменитая «Ниночка» с Гретой Гарбо - все-таки режиссером здесь выступил Анатоль Литвак, сам выходец из России (он родился в 1902 г. в Киеве), успевший отметиться и в советском кино, а впоследствии снявший известную «Анастасию» с Ингрид Бергман и Юлом Бриннером на близкий в чем-то сюжет. Тем не менее, условности комедийного жанра и вообще голливудские установки и тут не могли не взять верх.

Князь Михаил и великая княжна Татьяна
Князь Михаил и великая княжна Татьяна

Короче, живут себе в парижской эмиграции князь Михаил Юрятьев и его жена, великая княжна Татьяна Петровна, племянница самого царя (намек совершенно прозрачный – но впрочем, если во внешности Шарля Буайе, играющего князя Михаила, еще можно найти что-то общее с Феликсом Юсуповым, то у Клодетт Кольбер, занятой в роли Татьяны, с Ириной Юсуповой нет ни малейшего сходства). Вообще-то они фантастически богаты – на их счету в банке лежит ни много ни мало 40 миллиардов франков! Но это – деньги царя, который доверил их на сохранение князю Михаилу, и тот не желает тратить из этой суммы ни единого су, равно как и отдавать их каким-либо претендентам на царский престол и вообще на контрреволюцию. Между тем супруги не работают, никаких доходов у них нет, и все необходимое для жизни (типа икры и шампанского) они просто воруют в окрестных лавках.

Великая княжна - воровка
Великая княжна - воровка

Татьяна думает, что у нее очень хорошо получается воровать. Но в один прекрасный день супруги узнают, что об их воровстве прекрасно известно и полиции, и властям, и все, что они наворовали, оплачивал французский МИД «в порядке гостеприимства» - и, разумеется, в надежде рано или поздно наложить лапу на те самые 40 царских миллиардов.

-3

Супругам стало так стыдно из-за того, что, оказывается, все это время они жили на содержании у французского правительства, что они немедленно решают пойти работать. А что они умеют делать? В России они служили царю. Недолго думая, они сами себе пишут рекомендации и, выдавая себя за бывших слуг князя Михаила и великой княжны Татьяны, поступают на службу в богатое и эксцентричное французское семейство, состоящее из отца, матери и их взрослых и избалованных сына и дочери (прихоти кастинга: если русских в этом фильме играют французы, то французов – американцы).

-4

Новоявленным слугам их хозяева кажутся малость сумасшедшими из-за их капризов и прихотей, а хозяевам, наоборот, кажутся сумасшедшими их новые слуги из-за их русских привычек. Но так или иначе, они отлично поладили друг с другом: мужская часть семьи влюблена в Татьяну, женская – в Михаила, тот дает отпрыску семейства уроки фехтования и обыгрывает его в покер,

-5

Татьяна играет на гитаре и поет русские песни, и все всеми довольны.

Но так продолжается до званого приема, на котором гости опознают в слугах князя и великую княжну! Хозяева в шоке, узнав, кто на самом деле им прислуживает (и сколько их слуги на самом деле «стоят»). Хуже того, почетный гость вечера – советский комиссар tovarich Городченко, роль которого неожиданно досталась Бэзилу Рэтбоуну, гораздо больше известному последующим многократным исполнением роли Шерлока Холмса.

Tovarich комиссар во фраке.
Tovarich комиссар во фраке.

Когда-то Городченко лично допрашивал Михаила и Татьяну в лубянских застенках, но теперь он приехал во Францию для того, чтобы попытаться получить заем на покупку тракторов и комбайнов, без которых страна не сможет убрать урожай и начнется голод. Играя на чувстве патриотизма (ведь иначе придется отдавать в концессию иностранцам бакинскую нефть), он ухитряется сделать то, что до него не удавалось никому – получить от Михаила чек на 40 миллиардов франков. Казалось бы, теперь совсем все пропало – и с царскими капиталами супруги расстались, и без работы остались… Они уже начинают паковать вещички, но их хозяевам совсем не хочется терять таких превосходных слуг! И к обоюдному удовольствию супруги «временно» остаются на службе до тех пор, пока хозяева не найдут слуг, которые окажутся равноценной заменой для этих – что, понятно, случится тогда, когда рак на горе свистнет…

-7

В финале все целуются в знак полного взаимопонимания, после чего Михаил с Татьяной, нацепив все свои старорежимные регалии, с легким сердцем отправляются праздновать русский новый год – но перед уходом не забывают выкинуть мусор и выставить за дверь пустые бутылки для молочника…

Вообще говоря, при сочувственном, но в то же время и явно насмешливом, если не издевательском отношении создателей этого фильма к «бывшим», едва ли не более сочувственно в нем изображается «советское дело», включая и его представителя – комиссара Городченко (что, вообще говоря, редкость в тогдашних голливудских фильмах, при всей показной демократичности американцев и их мнимой неприязни ко всякой аристократии). Во всяком случае, линия на то, что советская власть – законная наследница Российской империи, здесь проводится очень четко.

Подписывайтесь, чтобы не пропускать обновлений!