На этот раз библиотекари отдела городского абонемента делятся своими впечатлениями от романа известного французского классика Ги де Мопассана «Милый друг». Читайте вместе с нами, формируйте своё мнение и делитесь в комментариях.
Оксана Бородина
Сказ о том, как усы прокладывают своему носителю путь к богатой жизни.
А если серьезно, то это действительно прекрасный образец совершенно нескучной классики. Легкий кружевной слог позволяет страницам лететь стремительно, а образные яркие описания погружают в атмосферу Парижа 80-х годов XIX столетия.
Сюжет более чем актуален и в наши дни. Умение казаться, а не быть, приспосабливаться, тонко чувствовать колебания окружающей социальной среды, вкупе с вопиющей беспринципностью и броской внешностью (конечно же коварные усы) дают весьма посредственному, бесталанному и пустому Жоржу Дюруа все блага и ключи от всех дверей.
Книга взывает к полемике, там есть что обсудить и отчего вознегодовать, это как раз тот образец классической литературы, который хочется советовать всем кто боится «тяжелых» книг. Это сильная и весьма злободневная история с которой стоит познакомиться. Живые эмоции, пищу для размышлений и просто хорошо проведенное время она способна подарить.
Зарина Якупова
Мне роман скорее понравился: множество персонажей, интриг, чувств, предметов. Какие-то девицы, старухи, собачки, дети – все излюбленные Мопассаном мизерабли в наличие. При том, что главный герой является тщеславным и глупым подонком и совершает отвратительные поступки, роман не депрессивен и читается без надсады, более того, в Дюруа можно найти и положительные черты: целеустремленный, обаятельный. Все три главные героини тоже очень хорошо сделаны, в каждой есть характер, они искрятся и звучат. Роман поднимает серьезные философские темы нравственности и морали. Что ж, если миром управляют не власть имущие мужчины, а их жены, Милый друг с удовольствием ими займется. К прочтению рекомендую.
Татьяна Фирсова
«Милый друг» Мопасcана – это классическое художественное произведение, в котором автор описывает Францию конца 19 века.
Франция была колонизатором Алжира. Поэтому повествование в произведении ведется от лица унтер-офицера французской Армии, участника колониальных действий. Это приобретает жизненную выразительность и точность повествования.
Приехав по окончанию службы в Париж, он способен быть только чиновником с небольшим окладом, а грабить примитивными алжирскими методами тут уже нельзя. Ему удается попасть в журналистику. Он груб, невежественен, бездарен, не может написать заказанный ему очерк, но постепенно приспосабливается к жизни в качестве мелкого репортера, а женившись на Модлене Форестье, заставляет ее писать за себя статьи, – что она делала и для своего первого мужа, тоже журналиста. С ее помощью он создает себе «имя» в средствах массовой информации.
Дюруа чрезвычайно помогает в его карьере успех у женщин: беспощадно их эксплуатируя, он поднимается все выше и выше.
Произведение, на мой взгляд, интересно, познавательно и расширяет знания по истории, политике, отражает нравы буржуазного общества. К чтению рекомендую.
Ирина Лысенко
Известный роман "Милый друг" французского классика Ги де Мопассана я читала еще в студенческие годы. Меня произведение захватило сюжетом, проблематикой, идейным смыслом, характерами героев. Автор мастерски описал жизнь, пороки парижского общества 19 века. Главный герой – Жорж Дюруа родился в простой крестьянской семье, воевал в Алжире, работает маленьким чиновником.
Удача ему улыбнётся в лице бывшего боевого товарища, который стал богатым и успешным журналистом. Он предложит ему работу в газете и пригласит к себе домой. Так жизнь Жоржа резко поменяется. У него нет никаких талантов, а есть привлекательная внешность и огромное желание разбогатеть и подняться по социальной лестнице. Он начинает искусно манипулировать женщинами, окружающими людьми и плести интриги. Беспринципный, безжалостный, но целеустремленно идущий к исполнению своих желаний.
Конечно, советую к прочтению этот роман, который актуален и в наше время.
Надежда Рогина
Прекрасно написанный роман, которому более 130 лет, однако он необычайно современен. Прежде всего, понравился слог, стиль автора, динамично, скоро и одновременно проницательно, даже кинематографично. Живо представила всех персонажей, атмосферу французского общества, будто сама там побывала. Безнравственный герой-альфонс Дюруа вызывает негодование своим циничным отношением к людям. С другой стороны, когда эмоции поулеглись, и начинаешь к этому «милому другу» привыкать, как к данности, да пусть и ключевой фигуре, становится ясно, что окружение слишком сильно влияет на его личность. Не среди ангелов жил, а в мире таких же алчных карьеристов, беспринципных дам, вот и соответствовал. И ещё, на мой взгляд, он слишком боялся смерти («неизъяснимый, безмерный, гнетущий ужас, – ужас перед неизбежным беспредельным небытием») и именно этот страх был катализатором его дурных поступков, т.к. он внутренне, уже заранее «похоронил» в себе всё человеческое и в других, хотя и не осознавал этого. Книга на все времена и думаю, каждый читатель что-нибудь найдёт в ней обязательно. Рекомендую к прочтению!
Галина Бондарева
«Милый друг» – это роман о молодом человеке Жорже Дюруа, который используя личное обаяние, упорство и настойчивость, а также, обладая расчетливым умом и двойной моралью, обольщает женщин и одновременно делает карьеру. И вот уже милый друг оказывается вовсе не милым, а расторопным малым, циничным, беспринципным и изобретательным эгоистом. События развиваются довольно динамично, автор мастерски описывает образы героев, в том числе «покоренных» Дюруа женских персонажей, очень разноплановых, передавая их характеры, мысли и чувства. Жорж добивается успеха не только в обольщении женщин, но и в становлении своей карьеры, в журналистской и политической деятельности. Очень хорошо показаны нравы и быт Франции того времени, моральные устои общества, его изнанка. Книга читается легко и увлекательно.
Надежда Чооду
«Религии – все до одной – нелепы: их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы. Одна лишь смерть несомненна».
Текст легко читается. Герои отвратительны, но в то же время, кажется, ничего и не изменилось с тех времен. Чего-то особого в книге я не почерпнула, просто обыкновенная история альфонса. Увы, французская литература мне дается сложно, и это очередная книга, которая не зашла. Смысл понятен, но для человека, существующего в современном инфополе, моральное разложение общества своеобразная норма, оно разлагается-разлагается, а гнилая плоть все не обнажает кости. Читать, пожалуй, стоит, чтобы самостоятельно составить мнение, язык и темп вполне приятный.
Ольга Сатаева
Ранее не читала «Милого друга», но была знакома с творчеством Мопассана по новелле «Ожерелье», которая мне очень понравилась!
Роман «Милый друг» понравился тоже. Жорж – главный герой, не обладает какими-либо выдающимися талантами, но находит для себя весьма своеобразный способ построить хорошую карьеру. Способ, конечно, не отличается особой моралью, но тем не менее, Жорж добивается своего. Он умело использует журналистский талант Мадлены, пользуется статусом Клотильды, да и от состояния Сюзанны ох как сложно отказаться!
Действительно, у Жоржа нет каких-либо талантов, кроме одного – он точно умеет нравиться женщинам. С помощью своей харизмы и притягательности ему как раз и удаётся пробиться в высший свет. И пусть путь его не самый честный, но он имеет место быть. Жорж и правда поднялся, стал богатым и знаменитым. Но стал ли он от этого счастливым?
Марина Резник
Ги де Мопассан – известный автор коротких рассказов, разнообразных по тематике. Его произведения отличаются тонкостью жизненных наблюдений, Мопассан умеет трезво анализировать действительность.
Роман «Милый друг» хоть и был написан давно – в 1885 году, но продолжает оставаться актуальным. Главный герой – бывший солдат Жорж Дюруа, который поставил себе цель непременно пробиться в высшее общество любой ценой. Циничный и наглый, он обманывает женщин и упорно идет к своей цели, не обращая внимания ни на кого. Став светским ловеласом, Дюруа сумел построить блестящую карьеру и добиться дворянского титула, однако постоянная погоня за славой сделала его жизнь призрачной:
«Столько-то лет он жил, как все люди, ел, смеялся, на что-то надеялся, кого-то любил. А теперь все для него кончено, кончено навсегда. Вот она, жизнь! Каких-нибудь несколько дней, а затем – пустота! Ты появляешься на свет, ты растешь, ты счастлив, ты чего-то ждешь, затем умираешь. Кто бы ты ни был – мужчина ли, женщина ли, – прощай, ты уже не вернешься на землю! И все же каждый из нас несет в себе лихорадочную и неутолимую жажду бессмертия, каждый из нас представляет собой вселенную во вселенной, и каждый из нас истлевает весь, без остатка, чтобы стать удобрением для новых всходов. Растения, животные, люди, звезды, миры – все зарождается и умирает для того, чтобы превратиться во что-то иное. Но ни одно существо не возвращается назад – будь то насекомое, человек или планета!».
Эта книга позволяет задуматься о том, на что мы тратим свою жизнь. Если наши желания руководят разумом, то жди беды – одна прихоть будет сменяться другой, и не будет конца вечной череде желаний. Человек счастлив, только если живет ради великой и прекрасной мечты.
Никита Лейченко
Есть у французских авторов какой-то необъяснимый шарм…! Читаешь ты «Путешествие на край ночи» Селина или «Милого друга» Мопассана – есть в них что-то общее, что-то плутоватое, но при этом очень чарующее.
Главный герой произведения, Жорж Дюруа – плут. Первое время он буквально побирается, занимая деньги «то тут, то там». Однако потом он встречает старого армейского друга, который предлагает ему работу. Так начинается его восхождение «из грязи в князи».
Признаюсь честно: главный герой произведения ближе к середине книге стал мне омерзителен. Изначально он вызывал чувства вроде жалости или даже сострадания, но чем больше он погружался в пучину обмана и цинизма, тем большая ненависть к нему наполняла моё сердце.
Но здесь, как раз, и показала себя пресловутая магия французских книг: да, компас ценностей у главного героя сбит, да, сопереживать ему, казалось бы, невозможно… Но даже с учётом вышесказанного, «Милый друг» – очень увлекательное произведение, которое замечательно передаёт антураж Парижа конца XIX века, отлично справляется с раскрытием персонажей и приводит читателя к грустным, но весьма правдивым выводам: в люди выбиваются плохие люди…