Найти в Дзене

Загадочная смерть Кена: Убийство или болезнь

По сведениям летописцев соратник Александра Македонского Кен был сыном Полемократа, который являлся представителем верхнемакедонской власти из области Элимея. Родился Кен примерно в 370 году (здесь и далее все даты до новой эры) и умер от болезни в Индии в 326 году. Кен принимал участие в битве при Херонее в 338 году под руководством царя Македонии Филиппа II и заслужил его похвалу. В Персидском и Индийском походах Александра Македонского Кен был военачальником таксиса – одного из подразделений фаланги сариссоносцев. Согласно Диодору, вверенное Кену боевое подразделение было укомплектовано элимиотами, жителями Элимиотиды, одной из областей Верхней Македонии. Кен являлся одним из самых опытных и уважаемых военачальников в армии Александра, и его фаланга неизменно во всех сражениях располагалась на правом ударном фланге боевого построения войска македонян. Именно Кен разбил в Согдиане возглавляемый Спитаменом трехтысячный отряд массагетов, уничтожив при этом 800 врагов. После поражения кочевники убили Спитамена, а его голову отослали Александру в знак желания мира. В 330 году Кен выступил главным обвинителем военачальника Филоты, заподозренного в заговоре против Александра, хотя и приходился зятем его отцу – Пармениону. Скорее всего, это было связано с возможной боязнью оказаться одной из жертв репрессий, направленных Александром против семьи Пармениона.

На берегу реки Гифасис Кен единственный из македонян отважился противоречить Александру и озвучил отказ войска продвигаться в глубину территории Индии, несмотря на все уговоры своего царя. По Арриану: «Когда Александр кончил речь, долгое время все молчали. Никто не осмелился сразу возражать царю, никто не хотел, и согласиться с ним. Александр неоднократно предлагал выступить любому желающему воину, если у него есть какие-либо возражения. Молчание все-таки продолжалось. Наконец Кен, сын Полемократа, набрался смелости». Другой летописец Курций Руф продолжает: «Один Кен осмелился подойти к трибуне и дал знак, что хочет говорить. Когда воины увидели его, что он снимает с головы шлем (был обычай именно так говорить с царем), они просили его выступить от имени всего войска».

В своей речи Кен публично высказал мысль всех македонян о необходимости возвращения в Македонию. Александр был оскорблен свободной речью Кена и немедленно распустил собрание. Писатель Э. Маршалл так описывает в своей книге «Победитель» данное событие от имени царя Македонии: «Выступив вперед, заговорил Кен, один из самых высокопоставленных военачальников, бесстрашный и надежный македонец, покрытый многочисленными шрамами, мой близкий друг. Поистине, я и представить не мог, чтобы военачальник высшего ранга мог произнести такую речь. Он осмелился предупреждать меня, что если я попытаюсь заставить воинов идти дальше, я не увижу в них прежних сподвижников, преисполненных духом, полной отваги и не победа будет ждать меня, а поражение. Он все говорил и говорил, ясно, спокойно и красноречиво. А мне так хотелось, чтобы какой-нибудь простой воин выскочил и полоснул мечом его по горлу. Разгневанный, я удалился в свою палатку».

После отказа армии продолжать поход в Индию Александр был вынужден возвратиться в Вавилон, а Кен внезапно заболел и умер. Сопоставляя оппозиционное выступление Кена и его внезапную кончину, отдельные историки, к примеру, Э. Бадиан, приходят к выводу о причастности к ней Александра. Б.Г. Гафуров придерживается данного мнения: «Непредвиденное обстоятельство – смерть Кена на Акесине – несколько отсрочило выступление армии македонян. Арриан пишет, что Кен скончался от болезни, когда ему было не более 40 лет. Упоминания о болезни Кена в источниках нет. Вполне допустимо, что причиной его внезапной кончины послужила речь, раздосадовавшая Александра и подтвердившая решимость воинов и военачальников закончить поход».

Загадочная и быстрая смерть Кена, наступившая сразу за его речью на общевойсковом собрании, на самом деле наводит на мысль о причастности Александра к гибели одного из своих лучших полководцев. Убийство Кена могло не отразиться в источниках по причине его скрытности. После убийства Филоты, Пармениона и Клита царь не хотел накалять и без того тревожную обстановку в роптавшем войске и мог представить расправу с Кеном его естественной кончиной. К примеру, мы же не знаем настоящих обстоятельств смерти римских императоров, таких как Кар, Нумериан, Авит или Майориан, погибших, якобы, от удара молнии, чумы или дизентерии. Чтобы оставаться в правовом поле в плане преемственности престола и быть вне подозрений в причастности к смерти упомянутых императоров, их убийцы предоставляли свои ложные версии гибели неугодных им владык Римской империи.

Писатель П. Грин считает причиной смерти Кена его неизлечимую болезнь, полученную в Индии, и упоминает о ней в описании общевойскового собрание на берегу Гифасиса в книге «Александр Македонский»: «Александру ответили молчанием, когда же он несколько раз потребовал ответа, то Кен, уже старый и, видимо, пораженный последней болезнью, храбро попытался сообщить царю правду. «Государь, заметил он, - человек, всегда добивающийся успеха, прежде всего должен знать, когда надо остановиться». Если Александру и хотелось когда-нибудь собственной рукой перебить всех своих военачальников, то, скорее всего, в эту минуту».

Следует отметить, что П. Грин несправедливо говорит о старости Кена, которому на момент смерти было всего около сорока лет, то есть командир таксиса фаланги находился в расцвете физических сил. Незадолго до своей смерти Кен отличился в ожесточенной битве при Гидаспе с индийцами царя Пора, и тогда ничего не свидетельствовало о его недомогании. По сведениям летописцев за время похода Александра на Восток от болезни скончались всего несколько военачальников, и это свидетельствует о хорошо поставленной в армии македонян медицинской службе. Антисанитарные условия во время походов в античные времена приводили к вспышкам различных эпидемий и заболеваний в войсках, но это не относится к армии Александра. Можно назвать лишь нескольких военачальников, погибших от различных болезней во время похода Александра: Арриб, телохранитель Александра, умерший в Египте в 332 году; Антиох, командир лучников, умерший там же; Никанор, сын Пармениона, командир щитоносцев, умерший в 330 году и Гефестион, правая рука царя, скончавшийся в 324 году в Экбатанах.

Летописцы предоставили нам скупые сведения о смерти Кена. По Арриану: «В это время скончался от болезни Кен, один из преданнейших Александру «друзей». Александр устроил ему похороны, по тогдашним обстоятельствам роскошные». Согласно Курцию Руфу: «Тут внезапно заболел и умер Кен. Царь оплакал его, однако сказал, что НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ НАЗАД (выделено мною) Кен произнес длинную речь так, будто один только рассчитывал вернуться в Македонию». Настораживает свидетельство летописца о том, что речь Кена на берегу Гифасиса и его смерть разделили всего несколько дней и крайне маловероятно, что это могло быть простым совпадением. Зная вспыльчивость Александра, можно предположить взаимосвязь событий на Гифасисе со смертью Кена. Царь Македонии не прощал обид за откровенные высказывания в свой адрес и наглядным тому примером может служить собственноручное убийство Клита и казнь философа Каллисфена за речи, в которых они также прилюдно как Кен излагали правду. П. Грин разделяет мое мнение: «Перед отплытием флотилии вниз по реке Кен заболел и умер. Случайно это или нет, но получалось так, что люди, пошедшие против воли Александра, редко жили долго после того, как вызывали его гнев». К аналогичному выводу приходит П. Догерти в своем исследовательском труде «Александр Великий»: «Речь Кена имела большое значение. Нет сомнений, что Кен возглавлял оппозицию, однако жить ему оставалось совсем недолго. Очень скоро он умер при загадочных обстоятельствах – то ли от лихорадки или от какой-то хронической болезни. Впрочем, даже самый доброжелательный наблюдатель был бы озадачен тем, что к 326 году большинство людей, не согласных с Александром, не зажились на этом свете».

Брат Кена Клеандр в 331 году занял должность военачальника отряда наемников ветеранов и в следующем году по приказу Александра принял непосредственное участие в убийстве Пармениона в Экбатанах. Клеандр первым вонзил клинок в бок престарелому полководцу, а затем перерезал ему горло. Клеандр после убийства Пармениона занял пост царского наместника Мидии. В 324 году после возвращения Александра из Индийского похода Клеандр был казнен по приказу царя за, якобы, творимые им бесчинства в провинции, в том числе разграбление храмов и насилие над женщинами. Э. Бадиан высказал версию, что истинные причины казни Клеандра заключались во внутриполитической борьбе при дворе Александра, а не его неподобающем поведении. Бадиан считает, что Клеандр примкнул к группе заговорщиков Гарпала, состоящей преимущественно из элимиотов по происхождению, который готовил захват царской власти. Следует отметить, что Гарпал был дальним родственником Кена и Клеандра. Историк И. Шифман пишет в книге «Александр Македонский»: «Расправа с Клеандром и прочими, была направлена против тех, кто помог в свое время уничтожить Филоту и Пармениона, но теперь стал, по мнению Александра, в высшей степени опасным. Кен, брат Клеандра, выступал от имени македонского войска во время бунта у реки Гифасис. Александр не мог не видеть зловещей перспективы выступления новой аристократической клики, происходящей из Элимиотиды».

Гарпал являлся не только хранителем, но и распорядителем царской казны и в отсутствие Александра стал тратить деньги по своему усмотрению. Информация о безумном расточительстве финансовых средств Гарпалом неоднократно доходила до Александра в Индии, но он поначалу не придавал значения обвинениям, считая их клеветой в отношении друга детства. По окончании Индийского похода Гарпал справедливо опасаясь гнева царя, взял из казны 5000 талантов и бежал в Киликию. Там он собрал эскадру в тридцать кораблей и набрал армию наемников в 6000 воинов, с которыми затем отбыл в Афины. Из этого мы видим, насколько серьезными были обвинения предоставленные Александру в отношении Гарпала по поводу возможности захвата царской власти во время его нахождения в Индии. Вполне возможно, что сопоставив укоризненную речь Кена на берегу Гифасиса перед македонянами и его возможной связью с Гарпалом, мечтавшим о царском троне, Александр принял незамедлительное решение устранить Кена, а с Гарпалом разобраться по возвращении из Индии. Убийство Кена по приказу царя было совершено скрытно, и Александр поделился своими подозрениями в организации очередного заговора против него только с узким кругом военачальников. Как и в случае расправы по малейшему подозрению с Филотой и Парменионом, царь получил на это единодушное одобрение ближайших сподвижников. Именно по этой причине впоследствии был также казнен и брат Кена наместник Мидии Клеандр.

-2
-3
-4
-5
-6
-7