1990 год. Ничем не примечательный поезд Манчестер — Лондон в привычном темпе движется в столицу Британии. Вдруг на одной из станций вместо десятиминутной остановки состав задерживают аж на четыре часа. Причина задержки толком непонятна, но, как потом окажется по прошествии лет, самой судьбе было угодно сделать так, чтоб состав постоял там сверх нормы.
В одном из вагонов совершала поездку 25-летняя Джоан Роулинг, совсем недавно расставшаяся с молодым человеком, из-за которого уволилась с работы и переехала в Манчестер. Теперь она возвращалась на этом поезде домой, а впереди — абсолютно туманные перспективы и поиски новой работы. И именно во время этой четырехчасовой остановки в ее голове впервые проявился образ тощего черноволосого мальчика, неосознавашего, что он наделен магическими способностями. История о юном волшебнике захватила Джоан полностью. Интересно, что у нее даже не было с собой ручки, чтобы уже тогда начать писать и все эти несколько часов до приезда в Лондон голова продолжала наполняться образами и деталями будущего шедевра, пока всё это не хлынуло на бумагу, будто прорвавшее дамбу водохранилище...
Писать Джоан начала еще в раннем детстве и практически никогда не прекращала, однако всегда считала это своим хобби, не более. Каких-то выдающихся талантов в ней не наблюдали ни ее учителя, ни потом преподаватели. Да, училась хорошо, была прилежной, входила в число детей, которые ярко проявляли себя в английском, но никто и близко не мог предположить, что она станет автором самой продаваемой книги в мире после Библии. Ей даже не удалось поступить в Оксфорд после школы, вместо этого она довольствовалась обучением в более скромном Эксетерском Университете. Закончив его, она устроилась секретарем в правозащитную организацию «Международная амнистия» (Amnesty International), где проработала до того самого переезда в Манчестер.
В тот вечер, плавно переходящий в ночь, Джоан набросала несколько глав первой книги о Гарри Поттере «Философский камень». Над именем главного героя долго думать не пришлось - ей с детства нравилось имя Гарри, а Поттер — фамилия близкого друга. Его день рождения — 31 июля — совпадает с ее собственным, а образ Гермионы, как призналась позже Роулинг, она списала с самой себя в школьном возрасте — такая же всезнайка.
В этом же году после продолжительной болезни умирает мать писательницы. Ее смерть оказала влияние на роман и описание потери родителей Гарри в итоге получилось более подробным, так как Джоан сама познала это чувство.
Решив всё поменять в жизни, она переезжает в Португалию и устраивается там на работу преподавателем английского языка. Эти перемены по началу казались удачными. Ей удается отвлечься от всех потрясений, произошедших с ней в Англии, она знакомится и влюбляется в местного журналиста Хорхе Арантеша, за которого в октябре 1992 года выходит замуж, и продолжает работу над главной книгой своей жизни.
Почти сразу после замужества Джоан беременеет, но радость была недолгой — случился выкидыш. Через время судьба подарила паре еще одну беременность, которая прошла для Джоан также непросто — ей пришлось работать почти до самых родов, т. к. Хорхе никак не мог найти постоянную работу.
В июле 1993 года на свет появилась Джессика Изабель — первый ребенок писательницы.
Но больше этот брак ничего хорошего ей не дал. Обиженный на весь мир за свои неудачи супруг, весь свой гнев срывал на Джоан. Дело доходило и до рукоприкладства. Долго этого терпеть она не стала и, забрав полугодовалую дочь, переехала к сестре в Шотландию. В первое время она жила на пособие, пребывая в глубочайшей психологической яме из-за непонимания как и на что жить дальше. Плюс к этому супруг угрожал выиграть через суд право опеки над их дочерью. Джоан чувствовала себя полнейшей неудачницей. Депрессия была настолько глубокой, что ее начали посещать мысли о суициде.
Спасли две вещи — любовь к дочери и «Гарри Поттер». Вспоминая то время, писательница говорила в интервью: «Неудача означала избавление от всего несущественного. Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, нежели на самом деле, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня. Если бы я действительно преуспела в чём-либо ещё, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался и я всё ещё была жива, у меня всё ещё была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь"
Этот сложнейший период в ее жизни отразился и на самом содержании романа, именно тогда Роулинг придумала дементоров — жутких слепых существ, высасывающих душу.
В 1994 году после официального развода ей удалось отстоять опеку над ребенком, а параллельно с работой над книгой, Джоан начала посещать курсы учителей в Эдинбургском Университете. То пособие, которое она получала на обучении, плюс помощь друга детства Шона Харриса, который помогал с арендой квартиры, позволяли сводить концы с концами, хотя Джоан в шутку называла себя «самой бедной не бездомной англичанкой».
В 1995 году первая книга про Гарри Поттера была закончена. Пять лет прошло с появления идеи до окончательной ее реализации. Пять безумных лет, которые включили в себя смерть матери, переезд в Португалию и возвращение в Британию, замужество и развод, выкидыш и рождение ребенка, клиническую депрессию и невероятное вдохновение. Но с написанием романа эти адские эмоциональные качели не прекратились, ведь нужно было его напечатать. Куда идти и к кому обращаться Роулинг толком не знала. В итоге она случайно вышла на скромную фулхэмскую фирму литературных агентов, которые согласились помочь ей с отправкой рукописи в различные издательства. Это не помогло — ото всюду пришел отказ. Ни одна из двенадцати издательств не разглядела потенциал этой книги! С мертвой точки дело сдвинулось примерно через год. Редактор одного из этих издательств решил-таки, что произведение заслуживает публикации. Все благодаря его восьмилетней дочери, которая после прочтения первой главы настоятельно затребовала продолжения.
Однако и это не предвещало никакого мало-мальского успеха. Да, Роулинг получила аванс в размере 1500 фунтов, но в издательстве ей посоветовали все-таки найти постоянную работу, так как «на детских книжках не заработаешь». В июне 1997 года издательство Bloomsburry опубликовало начальный тираж «Философского камня» в количестве 1000 экземпляров, 500 из которых были распространены среди библиотек (сегодня эти первые экземпляры стоят десятки тысяч фунтов). В конце 1997 года роман получил свою первую награду — Nestle Smartiest Prize Book, а уже в начале 98-го British Book Award признал «Философский камень» лучшей детской книгой года. Тем временем в США был проведен аукцион за право напечатать этот роман, который выиграло издательство Scholastic Inc, заплатив 105000 долларов — безумные в то пору для Джоан деньги.
В этом же году выходит вторая книга о Гарри Поттере - «Тайная комната», а еще через 6 лет, после выхода пятой книги серии о мальчике-волшебнике («Гарри Поттер и Орден Феникса») журнал Forbes признал ее первым в истории человечества долларовым миллиардером, заработавшим свое состояние на написании книг.
Биография Роулинг похожа на сказку. И действительно без удачи не обошлось — к опубликованию ее первой книги привела по сути случайность. Но наша жизнь по большому счету и состоит из случайностей и малопредсказуемых обстоятельств. Однако если бы Джоан сдалась под гнетом жутких событий своей жизни, выкинула бы из головы Поттера, предав мечту, и думала только о том, как выживать, то никакие случайности не сделали бы ее и близко той, кем она сейчас является.
Из интервью Джоан Роулинг:
— Как вы бы хотели запомниться?
— Как та, кто сделал все, что может, с тем талантом, который у нее есть.