Найти тему

Тургиново в конце 17- начале 18 вв.

В 1682 году братья Апраксины стали владельцами сел Тургиново, Никольское Городище и деревень.

В отказной книге, где говорилось о передаче Тургиново Апраксиным, приводилось описание владения. В селе тогда была церковь «во имя Покрова Пречистые Богородицы с трапезою, о пяти главах», «придел великомученика Никиты, строение новое», колокольня деревянная, крытая тесом, на 6 колоколов. Подробно перечислялось все церковное имущество. На церковной земле стояли дворы священника о.Алексея (Алексея Иванова), дьячка Андрея Иванова, просвирницы Афимьицы (Ефимии Гавриловой).

В селе имелся двор, «где живали приказчики, на нем строение погреб с напогребицею, конюшня, сенница, баня, две конюшни малых скотинные, клетка. Двор житной в остроге, в нем 5 житниц, в них хлеба: четьи ржи, 80 четьи овса, 20 четвертей ячменю. Двор воловенной, на нем 2 избы, на том же дворе воловники…, на том же дворе 46 быков, гумно, на нем 8 овинов, 2 половни (т.е. два сарая для сена, постройки для хранения половы, сена, соломы, снопов, согласно «Тематическому словарю говоров Тверской области»)». В том же селе крестьян 42 двора.

К тургиновской вотчине принадлежали 34 деревни, 89 пустошей и 10 починков.

Около 1687 года Тургиново с ближайшими деревнями по разделу досталось Андрею Матвеевичу Апраксину, а Никольское Городище – Петру Матвеевичу Апраксину.

О жизни тургиновских крестьян во времена петровских реформ известно не очень много.

Однажды владелец села, Андрей Матвеевич Апраксин, обращался к властям с просьбой о защите его крестьян от разбойников, разграбивших и пожегших Тургиново с деревнями. Это произошло около 1711 года.

Разбойники бесчинствовали на обширной территории, преимущественно по дорогам, по которым отправляли из Москвы в Санкт-Петербург, Смоленск и Киев партии солдат и рекрутов. Жгли села, грабили, убивали приказчиков. Имея огнестрельное оружие, даже вступали в сражения с отрядами солдат, посланными на их поимку. Захватывали набранных рекрутов, пополняя свои ряды. Это было серьезное бедствие.

Причинами народных волнений были тяготы Северной войны, недовольство новыми налогами, повинностями и рекрутскими наборами. Крестьян насильно отправляли на строительство городов, крепостей и каналов.

Местная власть не могла противостоять восставшим. В 1712 году тверской комендант Иван Михайлович Кокошкин четырежды писал Юрию Неледенскому-Мелецкому, обер-коменданту Ярославской провинции, к которой тогда была причислена Тверь, и в Правительствующий Сенат с просьбой прислать «служилых людей, пороху и свинцу».

В докладе Правительствующему Сенату говорилось, что

"...того ж мая 17 числа писал к нему (прим. мое - обер-коменданту) из Твери комендант Иван Кокошкин, что в Тверском уезде ходят великие воровские станицы разбойников, человек по 100 и больше, с ружьем, и села и деревни разоряют без остатка, и дворян и крестьян жгут и мучат и убивают до смерти и город Тверь хвалятся разорить и разграбить, и от того воровства многие села и деревни вконец разорились и податей платить некому, а управиться с теми ворами ему не с кем для того, что никаких присланных служилых людей в Твери нет, а Тверские стрельцы ныне посланы в провожатых за рекрутами в С. Петербург..." («Доклады и приговоры, состоявшиеся в правительствующем Cенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою академиею наук», 1883 г.).

Именно в этом докладе говорилось о разорении села Тургиново с деревнями, вотчины Андрея Матвеевича Апраксина, которую в этом документе ошибочно отнесли к Ржевскому уезду.

Ярославский комендант не мог ничего сделать. Все войско в то время было выставлено против внешних врагов – Швеции и Турции. Сенату пришлось отправить на поимку разбойников отряды солдат. По Петербургской дороге к Твери и Бежецкому Верху был послан отряд под командованием полковника Стралана. Но и это не спасло ситуацию, набеги продолжались еще несколько лет, а содержание солдат ложилось бременем на крестьян.

Жителей Тургиново в эти годы значительно поубавилось. По данным переписи 1710 года в селе насчитывались 1 вдовий и 28 крестьянских дворов. Их количество уменьшилось в 1,5 раза по сравнению с 1682 годом. В селе жили 82 мужчины и 59 женщин. Всего 141 человек. Возможно, реальных жителей было больше. Некоторые семьи, значившиеся в отказной книге 1682 года и отсутствовавшие в переписи 1710 года, появились вновь в ревизской сказке 1719 года (1-ая ревизия). Но после 1682 года очень многие семьи исчезли бесследно.

Скорее всего, в переписи 1710 года многие не хотели учитываться или шли на обман с возрастом для того, чтобы не попасть в рекрутский набор. В 1719 году было объявлено об обязательном участии в переписи всех мужчин, поэтому количество учтенных ревизских душ в Тургиново увеличилось.

Окрестности села Тургиново. 1982 г. Фото: А.Синицын
Окрестности села Тургиново. 1982 г. Фото: А.Синицын