Один из самых угарных и успешных двухмерных экшенов — Broforce — достиг-таки финальной точки своего развития: свет увидела Broforce Forever — самая полная версия со всеми DLC и самой полной командой героев. Количество крайне положительных отзывов в Steam перевалило за 44 тысячи, а это лишний раз подтверждает, что ретро-стилистика не отпускает ни разработчиков, ни игроков.
Broforce точно попала сразу в несколько целей. Она выдала мощный заряд атмосферы 90-х (немного зацепив 80-ые) с бескомпромиссными боевиками из прокуренных видеосалонов, позволила управлять почти настоящими Рэмбо, Терминатором, киллером Леоном и прочими культовыми персонажами. А еще — вернула из прошлого столетия и развила так любимую многими механику двухмерного побоища с NES и SNES.
В ее честь мы решили собрать десять незаурядных двухмерных игр: они напомнят о шедеврах минувших лет, и в то же время их приятно проходить сейчас.
Shadow Complex
Долгое время этот экшен с элементами метроидвании оставался консольным эксклюзивом, перебравшись на ПК лишь через 7 лет в виде ремастера. Его сценарий создал Питер Дэвид, известный за океаном комиксист и писатель. Хотя за напряженным геймплеем история о политических заговорах в США нередко попросту проходила мимо игрока.
В лучших традициях Super Metroid мы изучали огромный военный комплекс, постепенно улучшая способности персонажа и открывая путь к секретным закоулкам. Любители эстетики прошлого века наверняка оценят дизайн Shadow Complex. Здесь все напоминает культовый аниме-сериал «Роботек» — со всеми этими экзоскелетами, футуристической техникой и огромными мехами в качестве боссов.
И хотя окружение и персонажи выполнены в честном 3D на движке Unreal 3, а порой Shadow Complex включает тир от третьего лица, в основном игра воспринимается как классический двухмерный боевик. Как в старые времена.
Deadbolt
Один из крутых ретро-хитов, который многие просто не заметили. А Deadbolt, между прочим, собрал более 4 тысяч крайне положительных отзывов в Steam.
Речь идет об аккуратно воссозданном в пикселях «под 90-е» стелс-экшене про разборки с нечистью, проникающей в мир людей. Мы играем за мистического Жнеца с навыками агента 47 и отстреливаем криминальных шишек в ночном мегаполисе. Зомби с дробовиками, висящие на потолке вампиры-стрелки и ожившие скелеты с автоматическими винтовками — набор противников запоминается надолго.
О веселых днях за Mega Drive с шестикнопочным геймпадом в руках эта игра напомнит зубодробительной сложностью. И благодаря ей же Deadbolt увлекает со страшной силой. Впрочем, студия Hapoo Games учла требования нынешнего времени: одна пуля отправит вас к началу уровня, а не к началу игры, как когда-то было принято.
Серия Trine
Финская игровая индустрия славна не только студией Remedy. Расквартированная в Хельсинки команда Frozenbyte недавно выпустила уже пятую часть сериала Trine.
Трое героев (Маг, Воровка и Рыцарь), между которыми можно свободно переключаться, неизменно спасают сказочное королевство от очередной напасти. Под раздачу попадают гоблины, нежить и лесные чудища. О сюжете говорить не стоит — Trine берет другим. В этих платформерах масса разнообразных изобретательных головоломок с идеальным балансом сложности. И большинство завязано на реалистичной физике. Не забыты схватки и ловушки. Ну а графика здесь работает как мощный антидепрессант; скриншоты можно рассылать близким в качестве открыток.
О золотом веке двухмерных игр Trine напоминает не только расположенной сбоку от героев камерой. Игравшие в головоломный финский платформер ветераны наверняка ухмылялись в бороды, вспоминая The Lost Vikings 1993 года. В свое время именно приключения трех викингов стали одной из первых игр, которые были неофициально признаны на постсоветском пространстве как «не просто забава для детей». Обзоры на нее публиковали вполне себе приличные печатные издания в рубриках вроде «На досуге».
Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder’s Revenge
Вышедший в прошлом году экшен о черепашках-ниндзя временами дословно цитирует игры с восьми- и шестнадцатибитных консолей. Новые приключения братьев-мутантов порой можно даже спутать с такими хитами прошлого, как Turtles in Time. Здесь схожие локации, приемы у рядовых врагов и боссов, цветовая палитра и общий позитивный настрой. Между уровнями перемещаемся на знаменитом фургоне, а здоровье поправляем исключительно пиццей — как же иначе.
Также наиболее дотошные фанаты разобрали Shredder’s Revenge чуть ли не на атомы, и обнаружили, что многие движения и боевые связки повторяют приемы из ранних частей Mortal Kombat и Street Fighter. Вот вам очередная — немного неочевидная — отсылка к ушедшей эпохе. А еще в игре можно услышать актеров озвучки из мультсериала 1986 года — того самого, что в начале 90-х показывали на российском ТВ.
Castle Crashers
Серия брутальных фэнтези-слэшеров Golden Axe появилась в 1989-м на многих актуальных тогда платформах. Она полюбилась игрокам благодаря оригинальной боевой системе и, конечно, ездовым драконам. В 1990-х эти игры можно было увидеть практически в каждой коллекции обладателя Mega Drive и в любом из первых игровых клубов.
Студия The Behemoth в 2008 году выпустила переосмысление Golden Axe. В качестве источников вдохновения разработчики указывали также Double Dragon и Final Fight, которые относятся к тому же временному периоду.
Впрочем, Castle Crashers стала не просто последовательницей старых экшенов — она их пародирует и по-доброму подшучивает над ними. Дизайнеры Дэн Паладин и Том Фалп сделали персонажей и окружение гипертрофированно мультяшными, монстры в Castle Crashers нередко вызывают улыбку, а местные барды спешат врезать что-нибудь заводное. Но при этом не забыты динамичная боевка, разнообразие геймплейных ситуаций и мощные боссы. И конечно, ездовые драконы!
Mark of the Ninja
Канадцы из Klei Entertainment доказали, что для аккуратного переноса в формат видеоигры атмосферы и суровой эстетики историй о ниндзя не обязательны три измерения, как в серии Tenchu. Несмотря на двухмерность, Mark of the Ninja дает максимальную свободу передвижения в пределах уровня. Ниндзя скользит по вентиляционным шахтам, взбирается по стенам, лазает по канатам и прячется от недругов в тени.
Образ мистического воина отработан максимально аккуратно: герой Mark of the Ninja неуловим и невидим, его оружие — быстрота и скрытность. А в открытом бою шансы у ниндзя невелики, специалисты утверждают, что так было и в реальной истории японских островов (серии Ninja Gaiden и Shinobi — совсем об иных материях).
По ощущениям Mark of the Ninja напоминает такие шестнадцатибитные хиты, как Super Castlevania 4. Но, следуя духу современности, она также одаряет игрока стильным визуалом, плавной анимацией и вариативностью прохождения. А общая атмосфера игры — дань уважения боевикам с Се Косуги и Чаком Норрисом, да и всей эпохе VHS.
Shovel Knight
Неожиданный инди-хит, покоривший как ностальгирующих знатоков, так и молодежь, для которой самая первая игровая приставка — PlayStation. На Kickstarter проект собрал 300 тысяч долларов вместо запрошенных 75 — публика очень хотела получить приключение в духе восьмибитной классики.
Своими пестрыми пикселями Shovel Knight действительно напоминает игры времен NES. Да и многие механики взяты оттуда: например, прыжковая акробатика и боевые приемы с лопатой напоминают о Duck Tales, где неугомонный Скрудж таким же образом использовал трость.
Но после получаса с игрой приходило понимание: вот она, платформер версии 2.0, бережно сохранивший наследие и внешность предков. Если массу тайников и прыжки на голову очередному монстру мы уже видели на старушке «Денди», то многие другие элементы явно появились уже под влиянием эволюции индустрии. Из приключенческого жанра были взяты спокойные зоны, где можно перевести дух, и различные NPC. Из souls-like позаимствована система накопления, потери и возврата ценностей. А побочные активности, рецепты для перманентного улучшения характеристик и новые умения пришли в Shovel Knight из RPG.
И этот микс из ретро и новых идей работает в цепляющей намертво геймплейной гармонии.
Rayman Origins
Вообще-то Реймен предстал перед любителями платформеров почти тридцать лет назад, в 1995-м. Затем придуманный Мишелем Анселем (дизайнер Beyond Good and Evil) герой перебрался в трехмерный формат, водил знакомство с неадекватными кроликами, а в 2011-м команда Ubisoft вернула его в 2D, перезапустив франшизу. Сюжетно Origins стала приквелом самой первой игры о Реймене.
Над игрой трудилось всего пять разработчиков, Ансель выступил арт-директором. Результат превзошел ожидания. Rayman Origins стала одним из самых жизнерадостных и цветастых платформеров современности.
Играется Origins как лучшие платформеры эпохи Mega Drive. А благодаря современным трендам в игре появились кооператив на четверых, невероятная детализация графики и отличный звук — обязательно оцените уровень с гигантским пианино, где герой скачет по клавишам, создавая мелодию.
Duke Nukem: Manhattan Project
Некоторые считают, что именно с Manhattan Project начался ренессанс 2D-экшенов. Во времена погони за технологичной картинкой и экспериментов с графическими движками на прилавки попала игра с механикой и внешностью «под старину». Да еще и с Дюком Нюкемом Великолепным! А этот пижон был в те годы на слуху: Duke Nukem Forever уже ждали, а о Duke Nukem 3D еще не забыли.
Вся игра была выполнена в симпатичном 3D, но Дюк передвигался по исключительно плоским уровням — по заветам Contra. Сюжет о нападении инопланетян и мутантов на Нью-Йорк можно (нужно!) обойти стороной, а вот геймплей не подкачал. Смачная стрельба и пинки, прыжки и рассованные по углам бонусы, зрелищные стычки с боссами — в Manhattan Project было интересно играть, независимо от жанровых предпочтений пользователя.
А поколение 90-х ловило свой кайф от наглой харизмы главного героя. Ведь убойные реплики Дюка вновь записал актер Джон Сент Джон, который запомнился еще по Duke Nukem 3D в 1994 году. Hail to the King, baby!
Celeste
В Celeste девушка по имени Мэдлин, преодолевая множество трудностей, взбирается на вершину высокой горы. Для ретро-платформера с нарочито крупными пикселями такой завязки было бы достаточно. Но нарративная часть игры вскоре выдает массу цепляющих за живое деталей. Мэдлин ищет способ побороть глубокую депрессию и найти на горе не что иное, как собственную суть и смысл жизни. Этим Celeste отличается от старинных платформеров, где сюжета могло и не быть вовсе.
А по части геймплея это хардкорный двухмерный платформер без права на ошибку, как и было принято в восьми- и шестнадцатибитную эпохи. Авторы не стали размениваться на потасовки с монстрами: в Celeste вы не найдете даже финального босса. Игра бросает вызов прыжковыми секциями и многоходовой акробатикой. И сделав на этом акцент, разработчики не прогадали: Celeste была восторженно принята и критиками, и игроками.
По понятным причинам многие достойные игры, способные вернуть нас в прошедшие времена, не вошли в данный материал. Высказывайтесь в комментариях, какие платформеры и двухмерные экшены современности напомнили о 90-х лично вам.