Две строгие тети в белых халатах, осмотрев школьников, распорядились двух девочек остричь "наголо". Девчонки принялись плакать.
Закончилось это тем, что Витя со слезами выбежал из класса, помчался домой, уткнулся в маму и дал волю слезам. Не только мама, а и сам Витя не мог понять, в чем дело и только рыдал, ничего не говоря. Мама проявила решительность, свойственную ей в трудные моменты, и повела мальчика в школу. Уроки кончились, и им встретились девочки, тащившие оставленный в классе Витин портфель. Взяв его, мальчик отошел от девчонок, а его мама кинулась к ним. Девчонки долго поочередно что-то ей рассказывали. Мама Вити стала довольная, заулыбалась, подошла к мальчику, радостно сказав: "Так вот, какой ты у меня!". Витя был рад, что мама все сама узнала от девчонок, и ему не надо ничего ей объяснять.
Так, что же произошло в классе после того, как девчонки начали плакать? Что заставило плакать Витю и кинуться домой к маме?
Когда-то мальчик презирал и страшно не любил девчонок. Но получилось так, что крайне неохотно он согласился дружить с двумя девочками Белкой и Нонкой. Девочки так уговаривали мальчика, а дружить в новом доме, кроме этих девочек ему было еще не с кем, то мальчик стал играть с девочками. Эта дружба открыла Вите лучшие качества девочек. Перестав их презирать, он удивлялся их терпению, артистизму, уму, доброжелательности, чуткости и чувству долга. Витя стал симпатизировать девочкам.
Все же мальчик считал, что девчонки зря принялись плакать. Подумаешь, стричься наголо. Какая в этом печаль? Ведь это совсем даже не больно. Его все время стригли наголо, но он, будучи плаксой, из-за стрижки не плакал. Ведь девчонкам даже хорошо, если их постригут. Тогда они смогут наряжаться мальчишками да так, что никто и не подумает, что они девчонки! Но девчонки все плачут и плачут. Тихонечко, оставаясь красивыми. Из их красивых глаз тихонечко вытекают настоящие слезки. Вите стало жалко девочек и захотелось их утешить. Он придумал, как это сделать и ждал только перемены.
Однако, девчоночьему горю сочувствовал не только мальчик, а все девочки класса, оказавшиеся проворнее Вити. Они окружили парту с плачущими девочками так плотно, что не подойдешь. Мальчишки выбежали из класса играть на лужайку перед школой так весело, как будто в классе ничего не случилось. У Вити было особое отношение к девочкам, и он с мальчишками не побежал. Однако и утешать девочек не стал, решив, что целая толпа девчонок сделает это без труда.
На следующем уроке, девочки плакали, как и прежде. Их тихий плач вызывал у Вити все нарастающую жалость. В это время мальчик уже не дружил с девочками, а девочек, с которыми учился в классе, он вообще не знал. Ни он им, ни они ему за все время учебы не сказали ни слова. Но, видя, как они горько плачут, мальчик их начинал жалеть все сильнее и сильнее. Мальчик удивлялся: «Вот ведь, как надо плакать! Плачут девчонки по пустому поводу, не стоящему даже полслезинки. Жалеть их даже и не надо, а плачут они так, что их невольно становится жалко и хочется утешить. Вот ведь, как надо плакать! Только такими слезами можно чего-то добиться!» Витя воочию увидел, что плакать спокойно без гримас и громкого рева, невероятно действенно. Только такой плач вызывает сильнейшее сочувствие независимо от того, чем он вызван. Витя для себя решил, что теперь будет плакать только по-девчоночьи. Он не знал, какие серьезные последствия это будет иметь, что это подействует сильнее всех и маминых уговоров и уговоров других женщин, старавшихся во время его плача его пристыдить тем, что он мальчик, а плачет, как девчонка.
Теперь, впервые видя плачущих девочек, Витя убедился, что эти женщины неправы. Плачет он часто, но совсем не так, как девчонка. Девчонка плачет тихо, оставаясь при этом красивой. На нее и плачущую можно любоваться. Витя плачет громко, корча при этом такую гримасу, корча такую рожу, что смотреть на него противно, а не то, чтобы любоваться. Мальчик решил твердо для себя, что впредь будет плакать только так, как плачут девочки по-девчоночьи. Витя внимательно смотрел на плачущих девочек, чтобы начать плакать (если придется) в точности так, как они. Мальчик не предполагал, что это у него может и не получится, несмотря на то, что Витя уже знал, если девочка делает что-то непринужденно с легкостью, то мальчик не всегда это может с такой же легкостью за ней повторить. Тому много примеров.
Оказалось, что девчоночий плач один из них. Стоит начать стараться плакать тихо, оставляя лицо красивым, как плач сам собой почему-то прекращается. Прекращается так, что возобновить его уже не удается. Все силы, которые должны поддерживать плач почему-то ушли на то, чтобы сделать начавшийся плач девчоночьим. При этом на сам плач никаких сил уже не остается, и он прекращается. Витя слышал, как мама говорила соседке, что Витенька плакал больше, чем самая плаксивая девчонка, а после второго класса плакать совсем перестал. "Вот, что значит мальчик!" – говорила мама. Однако, мама предположить не могла, какую роль в отучении мальчика от плача сыграли девочки. Вите мамино объяснение прекращения его плача – оттого, что он мальчик, – так нравилось, что он никому не говорил, что отучили его плакать девочки. В действительности, ведь, его мама права. Мальчик перестал плакать именно от того, что он мальчик. Поэтому у него не получалось плакать по-девчоночьи, а плакать как прежде по-мальчишески он, насмотревшись на девчонок и узнав, как надо плакать, уже и не хотел.
Девочки тихо плакали, а у Вити крепло желание их утешить. Как можно утешить девочек, обреченных на стрижку, он знал, благодаря самой неожиданной проделки Белки, ради которой девочка постриглась, так коротко, как девочки, обычно, не стригутся. Эта проделка заключалась в том, что девочка вдруг неожиданно для всех нарядилась мальчиком, да так похоже, будто бы она в самом деле мальчик и есть. Для этого девочке пришлось специально стричься под мальчика, а этих девочек постригут так, как стригут настоящих мальчишек наголо. Этим девочки могут воспользоваться, чтобы так нарядится мальчиками, такими настоящими мальчиками, что никто, глядя на них, и не подумает, что они девочки. Белка так была рада и счастлива, нарядившись мальчиком. Девочки, обреченные на стрижку тоже должны не плакать, а радоваться возможности нарядится мальчиками. Это для девочки настоящее хорошее, интересное развлечение, великолепная игра.
Белка любила удивлять мальчишек своими неожиданными удивительными превращениями. Она была спящей царевной, которая лежала на царском ложе, и ее мальчишки сколько ни щипали, кололи, кричали в ухо не могли разбудить. Так и не разбудили, решив, что Белка умерла, и криками созвали взрослых. Была Белка и безногим инвалидом, у которого ноги только до колен и вставлены в горшки. Была слепой красавицей Иолантой с глазками полностью прикрытыми нарисованными огромными глазищами красавицы Иоланты. Были и другие удивительные превращения, но превращение типичной красивой девочки в настоящего мальчишку удивило мальчишек больше всего к великой радости девочки. Возможность такой игры, которая позволяет всех удивить, возникающая перед девочками в результате их стрижки, должна обрадовать девочек. Они, узнав о такой возможности, сразу же перестанут плакать, а станут радоваться тому, что им приказали постричься в точности так, как стригут мальчишек. Витя нисколько не сомневался, что сумеет своим предложением девочкам сделаться мальчишками, не только утешит девчонок, а и обрадует их. Девочки тут же перестанут плакать и станут веселыми.
И в следующую перемену девчонки подбежали к плачущим девочкам раньше Вити. Как быть? Не отталкивать же девчонок, которые, не зная, какое у мальчика отличное утешение, и не расступались. Витя решил через девчонок не пробиваться, а звонким голосом рассказать свой план утешения всем девочкам сразу.
Звонкий голос, прекрасную дикцию, умение быстро и гладко говорить подарили мальчику девочки Белка и Нонка. Это он понял, придя в школу. Никто из мальчиков не мог так бегло, как он, читать и рассказывать прочитанное. Витя хорошо всему этому научился, так как постоянно тянулся за девочками.
Витя влез на парту, и громко во весь голос произнес: "Не плачьте, девочки!" Девчонки повернулись к мальчику, и смотрели на него большущими глазами, ожидая, что он скажет. Витя полагал, что его речь польется сама собой, как уже много раз бывало, но. любопытные девчоночьи глазищи его смущали. Мальчик не знал с чего начать и как рассказывать свой план, как его объяснить. Оказалось, что рассказать девочкам придуманный им план не так просто. То, что в этом плане должно было утешить плачущих девочек, простыми словами не объяснишь, – это все надо было видеть, глядя на Белку! Надо было видеть, как девочка стала вдруг так похожа на мальчика, что, глядя на нее, и не подумаешь, что она девочка. Главное, надо было видеть, как удивились мальчишки превращению девочки в мальчика, как сама девочка рада этому! Как это сказать словами, какими словами? Речь не шла, и это Витю смущало. Мальчик почувствовал, что у него рядом слезы, что он раньше разревется, чем продолжит речь. Так ничего больше не сказав, Витя, почувствовав слезы, соскочил с парты и, уже всхлипывая, растолкал окруживших парту девчонок, и выбежал из класса.
Мальчику было стыдно, что он ничего не сумел сказать, стыдно своих слез, которые девчонки, наверняка, успели заметить. Поэтому он, со всех ног, бросился домой к маме. Уткнувшись в маму, Витя дал волю слезам. Мама не могла понять, в чем дело. Витя и сам не понимал, в чем дело, что произошло с ним, почему он не смог ничего сказать девчонкам, и что заставило его зареветь. Поэтому он ничего не говорил маме, а только рыдал. Мама проявила решительность, свойственную ей в трудные моменты. Она повела мальчика в школу.
К тому времени уроки кончились. Им встретились девочки, тащившие оставленный Витей портфель. Взяв его, мальчик отошел от девчонок, так как ему было стыдно за свое поведение. Его мама же кинулась к девочкам, которые ей долго поочередно что-то рассказывали. Мама стала довольная, заулыбалась, подошла к Вите, радостно сказав: "Так вот, какой ты у меня!". Витя был рад, что мама все сама узнала от девчонок, и ему не надо ничего ей объяснять.
На следующий день девочки, обреченные на стрижку, пришли веселые. Стрижеными из никто не видел, так как на их головках были платочки, закрывающие всю голову. Мальчишкам было ужас до чего любопытно, взглянуть на стриженых девочек. Они пытались срывать с их голов платочки, но разве их сорвешь! Это мальчишкам не удалось.
С тех пор девочки стали выражать Вите свои особые симпатии взглядами, по-приятельски заговаривали со ним. Девочки старались идти вместе с Витей из школы домой. Они жили рядом со школой и усиленно старались завести мальчика к себе. Если девочке это удавалось, то она объявляла маме: " Это мальчик Витенька, о котором я тебе много рассказывала". Витя не понимал, что можно о нем было рассказывать, а тем более, много.
Действительно, мальчик принял близко к сердцу горе плакавших девочек, ему было, их искренне жаль, хотелось им помочь. Однако, ни самих этих чувств, ни их глубины Витя никому не поведал. Он даже не сумел объяснить, как он собирался их утешить. Девочки вели себя с мальчиком так, будто бы они до всего этого догадались сами.
Оказалось, что девчонкам не надо объяснять, что хорошее ты о них думаешь, а достаточно только думать о них хорошо, и это они поймут сами. Эта их способность очень нравилась Вите и пришлась ему по душе.
Девочки стали приглашать Витю в свою девчоночью кампанию праздновать дни рождения. Мальчики, с которыми Витя дружил, его на дни рождения не приглашали. Его дни рождения праздновали только взрослые. Витя считал, что дни рождения с приглашением детей, бывают только у девочек. На них приглашают исключительно девочек, но могут позвать и одного мальчика.