Найти тему

На зимовку? Завершается сезон аренды самокатов

Свое отношение к существующей транспортной реальности редакция высказывала уже не раз. Но опубликованная статистика МВД и предварительные итоги самокатного сезона сегодня заставляют вернуться к теме вновь.

Итак. В нынешнем году в Северной столице услуги кикшеринга предоставляли четыре крупных сервиса. Они выкатили на улицы 37 тысяч самокатов. Для мегаполиса, каким является Петербург, кажется, это не так уж много. Однако внимание! В общей сложности кикшерингом воспользовались 28 миллионов раз. Водители двухколесного транспорта намотали более 60 млн километров. Согласитесь, масштабы впечатляющие. И речь только о прокатных самокатах!

Неудивительно, что при таком трафике существенно увеличилось и количество аварий. Даже на общероссийском фоне.

По данным МВД, в России за первые девять месяцев года в ДТП с участием СИМ (средств индивидуальной мобильности) погиб 31 человек. Это более чем в полтора раза (на 63,2 %) превышает аналогичный показатель прошлого года. Среди погибших — трое несовершеннолетних. Еще 2723 человека, в том числе 919 детей младше шестнадцати лет, получили травмы. Количество пострадавших за год выросло на 213 %.

Больше всего аварий случилось в Москве — 665 случаев. На втором месте оказалась Тюменская область, там число аварий с участием СИМ за год выросло на 308 % — до 184 случаев. Петербург со 172 ДТП стал третьим среди регионов. А вот по количеству смертельных ДТП наш город, увы, оказался впереди всех: за девять месяцев в авариях погибли четыре человека.

И это при всех ранее принятых мерах! С определением 28 зон, где езда на электросамокатах полностью запрещена. С запретом размещения СИМ в 58 локациях, а также вблизи остановок общественного транспорта, станций метро, образовательных учреждений. Еще со 133 зонами, где действует ограничение скорости до 15 км/час и в семи зонах — до

10 км/час… С тем, что за сезон пользователи сервисов получили около 3 миллионов предупреждений и 8 тысяч штрафов. Заблокировано 14 тысяч аккаунтов.

При всех этих ограничениях и запретах, повторю, почти две сотни ДТП и четверо погибших! Такая статистика говорит лишь об одном — отрасль нуждается в куда более жестком регулировании, чем мы наблюдаем сейчас.

В конце октября, под занавес сезона, петербургские парламентарии попросили власти пересмотреть требования к правилам движения на самокатах. В частности, депутаты обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с совсем уж фантастической инициативой: ввести трехлетний мораторий на прокат электросамокатов. Такой тайм-аут они объяснили тем, что за это время в городе в разы увеличится количество велодорожек, по которым и будут ездить все любители двух колес.

Предложение отклика не нашло. Что, впрочем, понятно. Вряд ли большинство самокатчиков арендуют технику с целью покататься. Средняя поездка обычно укладывается в 15 минут, чтобы с ветерком и без пробок доехать из пункта «А» в пункт «В». Скажем, от дома до метро. И таким пользователям, честно говоря, абсолютно все равно, есть где‑то на другом конце города выделенка или нет.

Еще законотворцы просили городские власти ввести плату за парковку средств индивидуальной мобильности. Однако и эта идея поддержана не была — дескать, мороки много, а доходность в разы меньше чем от автомобилистов.

Короче, и споры вокруг СИМ ведутся не первый год, и всевозможные попытки «вписать» их в нашу действительность предпринимаются, но все остается без изменений. И по‑прежнему с разных трибун звучат слова о важности системы тестирования минимального объема знаний ПДД, о жестких мерах по недопуску к управлению СИМ лиц в состоянии алкогольного опьянения, о необходимости повышать минимальный возраст «наездников» до 16 или 18 лет…

Все это абсолютно верно. Вот только кто этим будет заниматься?

Инспекторы ГИБДД в дефиците. Их не хватает даже для автомобилистов. Электросамокатный батальон ведомство точно создавать не будет.

Или всеобщую безопасность обеспечит сам бизнес? Вот представители одного из крупнейших прокатных сервисов Петербурга уверяют, что «важным аспектом в работе кикшеринга в течение сезона оставалось обучение правилам передвижения на электросамокатах... велась работа по контролю за соб­людением ПДД... самокаты были оснащены шлемами». Сразу признаюсь: чтобы на руле у брошенного самоката еще и шлем болтался — ни разу не видела. Как не довелось лицезреть и того, чтобы к человеку, берущему в аренду самокат, подходил сотрудник фирмы и тестировал его на знание ПДД. Говорят, некий ликбез проводится среди курьеров. Но, судя по тому, как они перемещаются, этого не скажешь…

Сейчас сервис кикшеринга уберет самокаты с улиц и отправит их на «диспансеризацию», во время которой их разберут/соберут/проверят и увезут на хранение. С приходом весны и тепла они вновь вернутся на городские улицы. Не исключено — в гораздо большем числе.

Впрочем, может, и соскучиться не удастся. В Сети активно гуляет мем: фраза «есть и плохие новости» сопровождает изображение зимнего электросамоката — с полозом вместо переднего колеса. Или с гусеницей вместо заднего. И такие агрегаты, между прочим, не шутка.