История матчей между магнитогорскими и уфимскими хоккейными командами, насчитывающая уже почти семь десятилетий, изобилует массой любопытных фактов. Но особую пикантность этим дерби (поединки между клубами из городов, которые разделяет небольшое по российским меркам расстояние – чуть более 300 километров, вполне можно называть таким словом) придали в своё время встречи на европейской арене.
«Металлург» и «Салават Юлаев» играли между собой и в клубном чемпионате континента (Хоккейной Лиге чемпионов), и в Континентальном кубке, и в Кубке ИИХФ. Причём, так уж складывались события, Магнитка и Уфа фактически переходили друг другу дорогу, не позволяя своим землякам-оппонентам завоёвывать «старосветские» трофеи.
Первый такой стык произошёл в декабре 1995 года в Финале четырёх Кубка ИИХФ (в официальных документах турнир именовали Кубком Федерации), состоявшемся в словацком Тренчине. Две российские команды, без проблем пробившиеся в квартет сильнейших участников турнира, свели в полуфинале – с прицелом, что одна из них на следующий день встретится в решающем матче за трофей с местной «Дуклой». Но все карты организаторам, а затем и россиянам спутала малоизвестная команда «Шимано» из итальянского города Варезе.
Матч между «Металлургом» и «Салаватом Юлаевым», на тот момент двух действующих бронзовых призёров чемпионата страны, как и подобает, прошёл в упорнейшей борьбе. Магнитогорец Михаил Бородулин на двенадцатой минуте открыл счёт, Сергей Осипов на 28-й – преимущество своей команды удвоил. Уфимцы, стиснув зубы, бросились в погоню. За 41 секунду до конца второго периода Андрей Давлетов – в меньшинстве! – один гол отыграл, и заключительные двадцать минут превратились в суровую битву.
Развязка наступила на 59-й минуте. «Салават Юлаев» получил великолепный шанс на спасение, но Борис Тимофеев не реализовал буллит, назначенный в ворота Бориса Тортунова, что вызвало бурные эмоции у генерального директора ХК «Металлург». Геннадий Величкин с радости так ударил рукой то ли по борту, то ли по заградительному стеклу, что серьёзно повредил палец.
Магнитка сняла с уфимцев «полномочия» действующих обладателей трофея («Салават Юлаев» завоевал Кубок ИИХФ в 1994 году), но сама добыть заветный кубок не смогла. 29 декабря 1995 года «Металлург» в финале уступил «Шимано», основу которого составляли тринадцать итало-канадских хоккеистов. На родине спагетти ту победу окрестили главным триумфом итальянского хоккея за всю его историю. Клуб из Варезе в полуфинале в овертайме обыграл словацкую «Дуклу» (2:1), а в решающем поединке – российскую команду (4:3).
Второй раз на европейской арене «Металлург» и «Салават Юлаев» сошлись два года спустя. Набиравшая мощь Магнитка, во главе которой уже встал Валерий Белоусов, заменивший Валерия Постникова, намеревалась выиграть впервые разыгрываемый Континентальный кубок. Главным стимулом для команды был тот факт, что обладатель трофея сразу получал путёвку в клубный чемпионат континента – Европейскую хоккейную лигу.
Но недаром главный тренер «Металлурга», глянув на схему розыгрыша и увидев, что пути его команды пересекаются с «Салаватом Юлаевым», сразу почувствовал подвох. «Я всегда тяжело играю с «зелёными», – признался Валерий Белоусов. – Что с Уфой, что с Казанью». Тогда к тому же ещё очень свежо было поражение Магнитки в бронзовой серии чемпионата России весной 1997 года. «Салават Юлаев», уступивший сопернику в домашнем матче (3:4), затем дважды выиграл у него в гостях и оба раза в овертайме (1:0 и 5:4).
Четвертьфинальный раунд Континентального кубка «Металлург» провёл дома и без проблем преодолел барьер, обыграв омский «Авангард» (5:1) и усть-каменогорское «Торпедо» (3:1). Но в полуфинальном турнире в белорусском Новополоцке Магнитку и поджидал возглавляемый хитрющим Рафаилом Ишматовым «Салават Юлаев». Два российских клуба встретились в очном поединке в первый же день – 14 ноября 1997 года.
37-летний уфимский форвард Альфред Юнусов (кстати, именно он стал автором бронзовой для своей команды шайбы в серии с Магниткой в чемпионате страны того года) огорошил «Металлург» сразу же, открыв счёт на 38-й секунде. Ближе к концу первого периода восемнадцатилетний Андрей Сидякин забросил ещё одну шайбу. Магнитогорцы на 26-й минуте отыгрались – Андрей Кудинов и Александр Корешков с интервалом в 21 секунду дважды поразили ворота уфимцев. Но в начале третьего периода Николай Заварухин забросил третью шайбу в ворота Бориса Тортунова, которая и стала для «Салавата Юлаева» победной – 3:2.
Два других матча полуфинального раунда «Металлург» уверенно выиграл – у латвийского клуба «Юниорс-Эссамика» (7:3) из Риги и белорусского «Химика» (4:1) из Новополоцка. Но уфимцы сделали то же самое и оставили Магнитку за бортом Финала четырёх. А сами на заключительном этапе, прямо скажем, оконфузились. В финском Тампере в конце декабря 1997 года «Салават Юлаев» проиграл местному «Ильвесу» (3:6) и немецкому «Айсберену» (3:4) из Берлина, и хотя поединок с будущим обладателем трофея словацким «Кошице» завершил вничью (2:2), занял в Финале четырёх последнее место.
Спустя более десяти лет финальный конфуз поджидал уже Магнитку.
В первом розыгрыше Хоккейной Лиги чемпионов (Champions Hockey League), состоявшемся в сезоне 2008-2009, «Металлург» и «Салават Юлаев» сошлись в эпическом полуфинале. Тогда паломничество жителей близлежащих к Магнитогорску районов Республики Башкортостан на гостевые матчи уфимской команды с «Металлургом» уже обрело большую силу. Поэтому 10 декабря 2008 года действующий на тот момент чемпион России чувствовал себя в гостях у действующего чемпиона Европы как дома.
Трижды за матч уфимцы оставались на льду втроём, 37 бросков нанесли хоккеисты «Металлурга» по воротам Александра Ерёменко, но только однажды, за девятнадцать секунд до сирены, когда Алексей Кайгородов пробил-таки брешь в прекрасно организованной обороне уфимцев, заставили «взорваться» от восторга магнитогорскую часть переполненных трибун.
А «Салават Юлаев» все свои проблемы в атаке решил за пару с небольшим минут второй двадцатиминутки («Мы провалили второй период», – признал потом главный тренер «Металлурга» Валерий Белоусов). Сначала чех Мирослав Блатяк (на его родине матч вызвал жуткий интерес, ведь и в Магнитке, и в Уфе тогда процветали чешские диаспоры) продемонстрировал виртуозное владение клюшкой и броском с неудобной руки отправил шайбу в «девятку», а затем Александр Пережогин дальним броском «прошил» магнитогорского голкипера Илью Проскурякова – 2:1.
Ещё до старта первого розыгрыша Лиги чемпионов хоккейные оракулы всех мастей предсказывали неминуемый полуфинал между «Металлургом» и «Салаватом Юлаевым». Причём предпочтение в нём безоговорочно отдавали уфимцам. Но когда в Магнитогорске журналисты спросили Сергея Михалёва о продолжении дуэли в столице Башкортостана, главный тренер гостей все разговоры о втором поединке прервал сразу: «Давайте доживём до него сначала. А там посмотрим…» Как в воду глядел!
Десант из девяти автобусов и нескольких легковых автомобилей с магнитогорскими болельщиками 15 лет назад, 7 января 2009 года, Уфа встретила двадцатиградусным рождественским морозом и… предупредительной местной милицией. Один высокий милицейский чин Башкортостана даже отдал честь приезжим любителям хоккея. Вечером уважение блюстителей порядка передалось местным болельщикам.
На 28-й минуте матча защитник хозяев Олег Твердовский открыл счёт, реализовав большинство, и сделал «Салават Юлаев» безусловным фаворитом. Однако в начале третьего периода «русло» игры неожиданно повернуло вспять.
На исходе 44-й минуты Ян Марек заставил ошибиться надёжно игравшего голкипера хозяев Александра Ерёменко. Магнитогорский чех из-за ворот пихнул шайбу на «пятачок», а вратарь уфимцев сам зашвырнул её в свои ворота – 1:1. А через 24 секунды Денис Платонов вывел гостей вперёд – 2:1. Когда же на 54-й минуте Игорь Мирнов сначала «продавил» защитника «Салавата Юлаева» Кирилла Кольцова, затем вышел один на один и, не сближаясь с Ерёменко, точно отправил шайбу между его щитков, победа Магнитки оформилась окончательно – 3:1.
У форварда хозяев Александра Радулова явно сдали нервы. На 56-й минуте он грубо сыграл против капитана «Металлурга» Виталия Атюшова и второй раз за матч отправился на скамейку штрафников. Магнитогорцы же предпочли ответить другими – более действенными методами. Даже мастер кулачного боя Владислав Бульин не стал реагировать на сказанные в тот момент провокационные слова уфимца Руслана Нуртдинова, в 2007 году ставшего чемпионом России в составе «Металлурга». Путёвку в финал ещё надо было добыть.
«Я прекрасно понимал, что соревноваться с Магниткой в буллитах очень тяжело», – сказал потом Сергей Михалёв. Похоже, пессимизм главного тренера передался всей уфимской команде. «Металлург» при неистовой поддержке магнитогорского сектора и гробовом молчании остального зала «добил» действующего чемпиона России второй раз за один вечер да ещё на его родной арене. Александр Ерёменко не справился с бросками Яна Марека и Игоря Мирнова, а его магнитогорский оппонент Илья Проскуряков не позволил поразить свои ворота ни Алексею Терещенко, ни Александру Пережогину – 2:0 в буллитной перестрелке в пользу Магнитки, которая и вышла в финал.
Тогда ещё никто не знал, что в последней декаде января 2009-го «Металлург» вчистую проиграет битву за золото. Героическими усилиями сведя вничью – 2:2 домашний матч с швейцарским клубом «Лайонз» из Цюриха, Магнитка крупно и всухую уступила в гостях – 0:5…
© Владислав Рыбаченко
Фото из архива редакции газеты «Магнитогорский металл»