Найти тему
Книжный кот

Что такое non/fictio№25 и что там будет?

С 30 ноября по 3 декабря в Гостином дворе будет проходить самая знаменитая "Международная ярмарка интеллектуальной литературы".

Так что же это такое?

non/fiction – лучшее из художественной, научной и научно-популярной литературы.
non/fiction – 40 000 посетителей, среди которых профессиональная публика, имеющая отношение к книгоизданию, литературные критики и читатели, ценящие качественную литературу.
non/fiction – более 300 крупных издательств, книготорговых компаний и малых издательств, объединенных в рамках одного пространства.
non/fiction – международный форум, где заключаются контракты и устанавливаются прямые контакты между авторами, издателями, книготорговцами, литературными критиками, агентами и переводчиками.
non/fiction – масштабная программа мероприятий, освещающая главные события книжной индустрии в рамках семинаров и круглых столов с участием известных писателей, знакомящая с литературными новинками, презентующая уникальные авторские книги.

Множество издательств будет презентовать свои книги. Покажу некоторые из них

Скриншот. Открытый доступ
Скриншот. Открытый доступ
Ольга Ускова, «мать российских терминаторов», глава ведущей российской компании в области ИИ, владелец и основатель Cognitive Technologies, генеральный директор Cognitive Pilot, представит инновационный литературный продукт – художественно-документальный роман «Этюды Черни», написанный вместе с искусственным интеллектом.
Книга в каком-то смысле деконструирует постмодернистскую парадигму, взращенную на грибнице «Матрицы», возрождает сказочную мифологию: если угодно, русское айкидо, которое обращает против врагов всю их хитроумную силу.
Основанное на реальности произведение Усковой – зачаток очень русской метавселенной: умный киберлубок, который содержит зерна многих историй с полезными намеками и уроками.

Скриншот. Открытый доступ
Скриншот. Открытый доступ
Правнучка Льва Толстого приехала в 2017 году в Россию, чтобы написать книгу о своей матери и бабушке. Марта Альбертини (род. в 1937 г. в Риме) лично изучила множество писем своих родных в фондах музея Льва Толстого и создала трогательный рассказ о судьбе толстовской семьи на фоне исторических катаклизмов начала XX в.
В центре повествования – две Татьяны из рода Толстых. Это старшая дочь писателя и его внучка, получившая то же имя. «Тань-Тань», «Татьяна Татьяновна» – так называли в семье долгожданную дочь Татьяны Львовны Толстой. На век двух беспредельно любящих друг друга героинь выпали суровые перемены в жизни страны – на их глазах произошла революция, сменилось правительство, дворянские усадьбы подвергались грабежам.
В одном из писем 1918 года Татьяна Львовна признается: «У меня небольшой запас овощей, которых должно хватить до конца лета… Приходится продавать всё, что можно». Ее сестра Александра описывает атмосферу в Ясной Поляне: «Голод. Всё тот же Илья Васильевич [слуга в доме Толстых] в белых, хотя и заплатанных перчатках, беззвучно подает обед, стол накрыт белоснежной скатертью, серебро, но на блюде… вареная кормовая свекла, масла нет, кусочки, очень маленькие, черного хлеба с мякиной».
После переезда из Ясной Поляны в Москву жизнь становится только труднее, маленькая семья поселяется в здании конюшни, а затем при музее Льва Толстого. Как трудно ни приходится дочери и внучке Льва Толстого, они принимают все вызовы жизни. Их пищей в то время была любовь – подчеркивает автор книги.
1925 год становится для них поворотным. Татьяна Львовна получает приглашение прочитать лекции об отце в Европе, и они с дочерью покидают родину на несколько недель. Как оказалось – навсегда. Только спустя полвека Танечка вернется в родовое гнездо, ставшее музеем.
Когда-то Лев Толстой писал юной дочери Татьяне напутствие: «…дело только в том, чтобы marcher droit» – идти прямой дорогой. Всю жизнь Татьяна Львовна жила в соответствии с этим принципом – честно, служа людям, опираясь на безупречное нравственное чувство. Так она растила и свою дочь.
В этой книге впервые в фокусе внимания оказываются два очень близких Льву Толстому человека – Татьяна Львовна Сухотина-Толстая и Татьяна Михайловна Альбертини. О них свидетельствует их внучка и дочь. Хоть она и не говорит на одном с ними языке, ей удалось создать захватывающее повествование, где вокруг своих главных героинь она плетет кружево историй о других членах семьи и о вызовах времени, в котором они жили.
Повествование основано на воспоминаниях автора и изучении большого массива опубликованных и неопубликованных материалов из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого и личного архива автора. Марта Альбертини с особым чувством передает мысли, переживания и впечатления членов семьи Льва Толстого, в особенности своей бабушки — Т. Л. Сухотиной-Толстой и матери — Т. М. Альбертини-Сухотиной.
В издании представлены редкие фотографии и документы из фондов Государственного музея Л. Н. Толстого.

Скриншот. Открытый, доступ
Скриншот. Открытый, доступ
Новинка А+А — иллюстрированный сборник рассказов о династии горожан, на глазах которой город стремительно менялся: появлялись электрические фонари и трамваи, спортивные парады и двухэтажные троллейбусы, рекламные щиты и маршрутки. Представители семейства вместе с городом увлекались то техническими изобретениями, то поэзией — но заметно выделялись из толпы, потому что были… зайцами! На презентации расскажем о задумке книги об истории билетной системы в московском транспорте — и о том, как из нее выросла книга о самом городе и горожанах, и почему иллюстрированный нонфикшн для детей — работа большой команды.

Скриншот. Открытый доступ
Скриншот. Открытый доступ
Издательство «РИПОЛ классик» вот уже 33 года издает книги на любой вкус: от жутких хорроров до самых красивых классических произведений серии «Метаморфозы».
Кино и литература тесно связаны, поэтому текущий год издательство посвящает кинороманам – таким, как «Пищеблок», «Пищеблок-2», «Мятежники», «Абрек» и «Субмарина».
В этом году издательство представит новинку от Павла Воли: продолжение приключенческой истории семьи Петтерс «Дети гор».
Сотрудники издательства хотели бы, чтобы читатели всегда были в ресурсе и знали, как улучшить свое состояние, благодаря проектам Karmalogic и Karmacoach Алексея Ситникова – доктора психологических наук, известного психотерапевта.
«История в стиле fine» – мужской взгляд на жизнь в рассказах Миши Шахназарова. Свои вопросы вы сможете задать лично автору 3 декабря в 16.30 (Амфитеатр).
Все мы смотрим кино, любим кино, уважаем классику и вспоминаем о великом режиссере Георгии Данелии. Обсудить творчество гения, получить ответы на вопросы вы сможете на вечере, посвященном Георгию Данелии, 3 декабря в 18:15 (Авторский зал). А еще представляем роман «Эолова Арфа» Александра Сегеня о несуществующем режиссере, который знал всех и вся в советской кинематографической тусовке.
Для тех, кто любит интеллектуальную литературу, – дебютный роман Игоря Белодеда «Великая Мать».
И безусловно, для тех, кто хочет насладиться отличной литературой, музыкой для души, посмеяться и поплакать, поностальгировать, – роман Алексея Френкеля «Бог, которого не было. Белая книга».

А также будут различные лекции и "дискуссионные клубы"

Скриншот. Открытый доступ
Скриншот. Открытый доступ
Современная проза — зеркало эпохи, в котором отражаются главные тенденции времени. О том, как менялась литература на пути от нулевых к двадцатым, поговорим с ведущими современными авторами:
Роман Сенчин — прозаик, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». Его новая книга «Десятые: проза недавнего времени» — сборник повестей и рассказов, написанных с 2011-го по 2020 год.
Анна Матвеева — автор книг «Армастан. Я тебя тоже», «Каждые сто лет», «Перевал Дятлова, или Тайна девяти», «Завидное чувство Веры Стениной» и др. Финалист премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».
Иван Шипнигов — писатель. лауреат «Московской Арт Премии». Его новая книга «Непонятный роман» — это путешествие вглубь себя в жанре автофикшен, попытка спрятаться от ревущих 2020-х «в домике» из настоящих семейных ценностей.

Скриншот. Открытый доступ
Скриншот. Открытый доступ
Кино Тарковского принято считать сложным, энигматичным, «не для всех». Сам режиссёр переживал по этому поводу, повторяя из интервью в интервью: «В моих фильмах всегда пытаются найти какие-то «скрытые» мысли. Было бы странным снимать фильмы и пытаться скрыть свои мысли». Как же понимать Тарковского? И почему так важно это делать? Насколько справедливо считать его одним из крупнейших режиссёров в истории кино? И почему современное киноведение всё чаще вынуждено принимать форму фильмов и видеороликов, переставая довольствоваться статьями, эссе и книгами?
Об этом и многом другом писатель, киновед, автор книги «Итальянские маршруты Андрея Тарковского» Лев Наумов расскажет в своей лекции.

Скриншот. Открытый доступ
Скриншот. Открытый доступ
Книгу представит кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного музея Востока Екатерина Станиславовна Ермакова.
«Взгляд на Восток в российском изобразительном искусстве XIX–XXI веков» – новое издание Фонда Марджани и ИД «Медина», выпущенное при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
Сборник охватывает три века творчества талантливых живописцев (XIX–XXI в.), которые представили миру яркие стороны культуры мусульманских народов. Предлагаемая вниманию читателей книга позволяет проследить развитие ориентальной темы в отечественном искусстве – от этнографических рисунков участников научных экспедиций конца XVIII века до работ современных художников. Издание включает в себя семь статей российских искусствоведов.
«Взгляд на Восток» – масштабный проект и в части визуального наполнения. Множество столичных и региональных музеев – от Третьяковской галереи, Русского музея и Музея Востока до собраний из Грозного, Казани, Кисловодска, Майкопа, Махачкалы и Нальчика (в общей сложности более 40) – предоставили свои иллюстрации.

Скриншот. Открытый доступ
Скриншот. Открытый доступ
30 ноября программа секции АКИ откроется мероприятием, посвященному связи литературы и анимации «Литература в анимации, анимация в литературе». Участники дискуссии обсудят, чем современная и классическая литература может обогатить авторскую и коммерческую анимацию сегодня? Как анимационные студии ищут оригинальные сюжеты для новых экранизаций, а издатели и авторы продвигают их на рынок? И почему все чаще в центре внимания аниматоров, оказываются не известные книги, а их создатели – писатели и поэты?

Скриншот. Открытый доступ
Скриншот. Открытый доступ
В субботу, 2-го декабря, Букмейт, книжный сервис Яндекс Плюса, организует на ярмарке non/fictio№25 паблик-ток «Тренд на Азию? Или как азиатский контент влияет на рынок российских комиксов». В беседе примут участие представители книжного сервиса, издательств «Bubble» и «Комильфо» и студии «DEEP».
За последние годы азиатские графические романы из нишевого увлечения для узкого круга посвященных превратились в настоящий культурный феномен. Сейчас практически каждый человек если не читал, то хотя бы слышал названия популярных азиатских комиксов.
Участники дискуссии поговорят о влиянии азиатского контента на российский рынок комиксов. Научат всех отличать мангу от манхвы. Порассуждают о том, за что российские читатели так любят их и другие виды графических романов из Азии. И о том, действительно ли тренд на азиатский контент останется с нами еще долгие годы?
Также участники обсудят и отечественный контент. Гости поговорят о том, что изменилось на российском рынке комиксов за последний год, и как это повлияло на авторов и издательства. О том, как соединить азиатский опыт с отечественным колоритом, чтобы это не выглядело как пустое подражание. А также обсудят, стали ли россияне больше читать мангу и другие виды азиатских графических романов, и с чем это связано. Как вообще сегодня развивается индустрия, и какое будущее её ждет?
Дискуссию будет интересно послушать и преданным фанатам азиатских графических романов, и любителям российских комиксов, и тем, кто комиксы в последний раз видел в журнале «Мурзилка», но тоже не против узнать что-то новое и интересное.

Бывали ли вы на этой ярмарке? А хотели бы?