Казалось бы, причем здесь японцы? Где Алматы, а где Токио. А вот причем.
Согласно истории, в августе 1945 года японская армия была разгромлена войсками СССР в Маньчжурии. Тогда в плену оказалось более полумиллиона японцев. Тогда ЦК Коммунистической партии Казахстана распределил 50 тысяч военнопленных по разным городам. Заключенных привлекали к строительству объектов инфраструктуры, в том числе каскада ГЭС в Большом Алматинском ущелье. Сейчас эти трубы относятся к алматинской ГЭС №2, которая введена в строй в 1959 году и входит в состав каскада малых гидроэлектростанций.
Материал с сайта: https://tengrinews.kz/travel/staraya-yaponskaya-dorogasamyiy-tainstvennyiy-marshrut-gorah-442452/
Ну что ж, посмотрим как это выглядит сейчас.
Как добраться?
С остановки "Парк Первого Президента" едем на 28 автобусе до конечной "ГЭС-2". Время в пути около 30 мин. Автобус ходит раз в полчаса, так что можно задуматься о такси. Можно вызвать всем известный желто-черный сервис или воспользоваться услугами стоящих рядом с остановкой частных водителей. В этом случае придется ждать, пока наберется 4 человека и можно ехать. С каждого берут по 500 тенге. Так как начало нашего маршрута находится на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка, то придется еще оплатить экологический сбор. За пару остановок до конечной есть экопост, на котором взымают оплату. Если едете на автобусе, то это выглядит так: автобус останавливается перед шлагбаумом, внутрь заходит сотрудник парка и просит всех выйти и пешком пройти пост. Уже на улице производится оплата и можно ехать дальше. Стоимость на август 2023 г. 545 тенге.
Дорога.
Нам предстоит пройти круговой маршрут протяженностью 12 км. Перепад высот будет составлять ~500 м. Эти самые пятьсот метров нужно будет набрать уже в самом начале пути. И это самая сложная часть. Если сравнивать с подъемом по лестнице в жилых домах, то нужно подняться на 167 этаж. Звучит страшно, но по факту в спокойном темпе проходится за полтора часа.
Итак, выходим из автобуса переходим через речку и идём в сторону здания ГЭС.
Вдоль этой трубы будет пролегать первая часть маршрута. Как было сказано выше, нужно подняться на высоту 500 м при длине в 1 км. Подъем разделен на три части. На первом участке надо набрать по высоте 300 м, затем небольшой относительно пологий, и третий - подъем еще на 200 м. На фото видна первая часть трубы.
На грозные таблички не обращаем внимания. Главное - не пытаться попадать на территорию электростанции. Всё остальное можно)
Перелезаем через забор и поднимаемся на первые пару десятков метров. Лестница выглядит, мягко говоря, не очень. Кое-где ступени пропущены, перила отломаны, из стены торчат прутья. Но в целом, терпимо.
Преодолеваем первые 300 метров и смотри в награду красивые картинки.
Вдоль всей трубы сохранились остатки фуникулера. Если рельсы отремонтировать и запустить фуникулёр - получился бы отличный транспорт на видовую площадку. Даже сейчас, не смотря на довольно среднее состояние лестницы, люди часто туда ходят. С развитой инфраструктурой место могло бы стать хорошей точкой притяжения и одной из визитных карточек города.
Преодолев все 167 этажей, забираемся на высшую точку маршрута.
На этом сложная часть прогулки заканчивается и начинается самое приятное. Больше никакого набора высоты, восхождений и прочих радостей подъема. Теперь только спуск по хорошей пологой тропе и созерцание прекрасного.
Внизу видна новая селезащитная плотина. Дело в том, что сели являются реальной угрозой для Алматы. В 1921 году грязевой поток с огромными валунами дошел практически до центра города, причинив огромный ущерб. В течение 20 века произошло еще как минимум 3 крупных селевых схода. Для защиты от стихии город стали окружать плотинами. Они построены на всех селеопасных участках и успешно справляются со своей задачей.
Натыкаемся на заброшенную штольню. Они использовались как часть инфраструктуры ГЭС. Вход пытались заварить, но желающие туда попасть всегда найдут способ пробраться. Таксисты рассказывают, что, пройдя по длинному коридору, можно услышать голоса японцев. Ну... пусть будет так. Проверить не удалось в силу несоответствия обуви количеству воды в тоннеле.
Продолжаем наш спуск. Под нами находится визит-центр Аюсай. Это одно из немногих общественных пространств, где можно провести время на природе. Вернемся к нему чуть позже.
Спускаемся по серпантину в сторону реки и асфальтовой дороги.
В целом вся тропа выглядит как-то так. Идти одно удовольствие.
Спускаемся к реке и находим вот такого красавца.
На этом путешествие по грунтовым тропам заканчивается, и мы идём в обратную сторону уже по асфальтовой дороге. По пути заглянем в Аюсай, до которого полтора километра. После длительной прогулки перекусить и выпить кофе с видами на пройденный маршрут - бесценно.
Подкрепившись, идем в сторону той же остановки, куда приезжали. Теперь предстоит переход через плотину, про которую говорилось выше. Судя по всему, она на тот момент была не до конца достроена, т.к. пешеходных путей для её перехода не было видно. Пришлось идти прямо по дороге.
От плотины до остановки, где наш маршрут заканчивается, остается 2 км. В принципе, если нет желания участвовать в аттракционе "Проведи полтора часа на лестнице у трубы", то можно начать путь от Аюсай. В таком случае не придется никуда круто взбираться и сразу начать наслаждаться видами. Каждый может выбрать путь под свое настроение и физические возможности.
По сравнению с ущельем Ким-Асар этот маршрут гораздо проще.