Найти тему
Не хлебом единым

Как по-разному ценится молитва.

Оглавление

Добрый день , дорогие друзья ! Сегодня хочу поделиться с вами рассуждениями о том, как по-разному нами ценится возможность помолиться в храме или дома в уединении. Как по-разному ценятся молитвенные тексты в разные периоды жизни.

Когда я начала воцерковляться, мне было 15 лет. Дома имелась Библия, Закон Божий , молитвослов. Я также начала потихоньку покупать интересующие меня книги среди которых было немало маленьких брошюр с акафистами. Думаю, на заре своего воцерковления так поступали многие из нас. Хотелось иметь акафисты и молитвы чуть ли не каждому святому и по каждому поводу.

Успенский собор, Смоленск фото моё
Успенский собор, Смоленск фото моё

Утренние и вечерние молитвы, которые я быстро выучила наизусть, порой казались скучными. Даже было так, что хотелось побыстрее прочитать вечернее правило и начать читать какой-нибудь акафист. Также некоторые " общие" молитвы святым казались мне не вполне соответствующими моим просьбам и чувствам ( это действительно может быть так), поэтому я добавляла к ним множество своих прошений.

Что бы на это сказали святые отцы? Что я занималась праздномыслием и искала развлечения и на молитве. Святитель Афанасий Александрийский ещё в IV в. был против составления множества молитвенных текстов, считая, что достаточно Псалтири и богослужение должно быть составлено только из псалмов.

Тем не менее , богослужебное творчество развивалось, и мы имеем богатейшее наследие.

Когда лет в 18-19 я начала читать на клиросе, то познакомилась с текстами Октоиха, Триодей, Минеи. Постепенно, постигая тексты стихир, канонов, седальнов и пр. я приобрела вкус. Конечно, тексты, составленные Иоанном Дамаскиным, Косьмой Маюмским, Иосифом Песнописцем и Романом Сладкопевцем - это неиссякаемый источник не только благоговейных молитвенных чувств, но и эстетического удовольствия.

Чем больше я читала, а затем и пела на клиросе, тем меньше хотелось мне читать акафисты, особенно некоторые, которые можно назвать не иначе как " народное творчество ". Почему так говорю? Потому что в акафистах к бесконечному числу богородичных икон как правило просто перемешиваются строки из разных акафистов. А в иных есть грамматические, синтаксические, стилистические ошибки или недочёты. Когда видно, что человек без должного знания церковнославянского языка написал текст наполовину на русском, наполовину на церковнославянском. Например в акафисте блаженной Ксении: "Радуйся от всех людей православных любимая и славимая". По-церковнославянски это должно звучать примерно так: " Радуйся людьми православными возлюбленная" или "радуйся, яко люди православныя тя возлюбили есте ".

В итоге лет через 10-12 после своего воцерковления я почти перестала читать акафисты . Оставляя только те, которые проверены церковным опытом: акафист Богородице ( Взбранной Воеводе, тот, самый первый ), Иисусу Сладчайшему , Страстям Христовым и некоторым святым: Варваре, Николаю, Петру и Павлу, Сергию, Серафиму.

А сейчас вообще предпочитаю ( если есть время ) читать каноны святым из Минеи - благо интернет даёт такую возможность .

Теперь о молитве...

Распятие, школа В. Васнецова Успенский собор , Смоленск , фото автора
Распятие, школа В. Васнецова Успенский собор , Смоленск , фото автора

,Насколько я понимаю , это связано с личным покаянием и изменением условий жизни.

Постепенно отпало желание читать множество разных молитв, я полюбила утреннее и вечернее правило. Конечно , для мамы с двумя малышами прочитать его полностью - это роскошь, праздник! Как говорил мне один батюшка: "Матушка, ну что ты, читать каждый день молитвенное правило - для нас ( у него 6 сыновей) это просто византийское богослужение , до этого ещё дорасти нужно".

Как теперь для меня дороги строки и правила, и Псалтири, не говоря уже о Богослужении! То что раньше быстро прочитывались, над чем пролетала, слабо касаясь умом, теперь стала ценить как драгоценные камни, буквально вгрызаясь в каждое слово ! "От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице..." или " Господи, не лиши мене небесных Твоих благ, Господи, избави мя вечных мук".

То же могу сказать и об "общих " молитвах святым. Например в молитве Сергию Радонежскому : "испроси нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние,". Такие прошения есть в молитвах почти каждому святому. И если раньше они казались мне очень общими, то теперь я с радостью читаю их, понимая, что здесь прошение о всех людях Церкви.

Итог таков, что чем я становлюсь старше во всех смыслах, тем больше мне хочется погружаться в безценное наследие нашего Богослужения. А ещё стараться исполнять совет моего духовного отца относительно молитвы: мы должны прочитывать каждое слово со вниманием, а если ум " убегает", возвращаться и прочитывать снова, чтобы каждое слово молитвы проходило через нас.

Благодарю за внимание !

Друзья, а как молитесь вы? Делитесь в комментариях !