Несмотря на название статьи, драться я не умею, да и не было такого никогда, только если в детстве с мальчишками. А вот разнимать дерущихся приходилось, чем, наверное, никого не удивить: драки в школе, к сожалению, случаются и именно учителям приходится их прекращать. В большинстве случаев достаточно учительского окрика или даже появления на месте сражения, но бывают такие яростные драчуны, что никого и ничего вокруг себя не видят и не слышат, увлеченные "поэзией борьбы". Вот тогда учителю приходится вмешаться. Чего сейчас учителя делать опасаются, потому что запросто могут наказать за "применение силы" к детям. Чуть не рассчитал учитель, разрывая вцепившихся мертвой хваткой друг в друга учеников, - и получай фашист гранату, дети могут нажаловаться, что учитель нанес им "тяжкие телесные". Но стоять в стороне и смотреть на драчунов - тоже не дело, покалечить могут друг друга до полусмерти.
В этой статье я бы хотела рассказать вам о том, как мне "посчастливилось" разнимать драку необычных противников : ученика и старушки.
Дело было в конце девяностых годов. Обучала с переменным успехом я один класс с диагнозом ЗПР ( дети с замедленным психическим развитием). Класс в принципе был неплохой, 13 учеников старались учиться по мере сил, уроки не срывали, домашнюю работу выполняли. Но был в этом классе один "самый лучший" ученик, назовем его Вовочка. Не знаю точно, какие диагнозы были были у мальчишки, но к 14 годам он совершенно распоясался. Какие учебники и тетрадки, какая учеба? Вовочка приходил в школу не за этим. Любимым развлечением лоботряса было выкачивание денег у тех , кто послабее и издевательство над учителями. Издевался Вовочка вдохновенно, но с "осторожностью". Мой кабинет находился на 1 этаже, на окнах были решетки. И Вовочка любил устраивать цирк: он висел на решетках, корчил рожи, завывал утробным голосом и матерился.. Ну что сказать, публика была в восторге: вместо урока русского языка такое захватывающее представление. И учитель тебя никак поймать не сможет. Просто сплошное удовольствие.
И вот Вовочка-то и стал причиной достаточно внушительного синяка, который появился у меня на скуле в один "прекрасный" осенний день Ничего не предвещало беды: веду я урок в классе ЗПР, Вовочки нет ни в классе, ни за окном, тишь и благодать. Вдруг в класс вбегает вбегает мальчишка, который отпросился в туалет :
-Там Вован на крыльце старушку убивает!
Я бросаю класс и стрелой лечу на крыльцо, за мной все семиклашки, нельзя же упускать такое представление. На крыльце картина маслом идет яростное сражение, и еще непонятно, кто кого убивает. Маленькая старушонка изо всех сил лупит сумкой и пинает Вовочку, а тот предпринимает ответные действия. Лица у обоих уже украшены кровоподтеками. Я ору как сирена "Прекратить", но тщетно: бойцы вошли в раж. Что делать? Бросаюсь разнимать. Старушка показалась мне более адекватным противником, все-таки пожилая "воспитанная" дама. Хватаю бабулечку в охапку, она пытается вступить в сражение уже не только с Вовочкой, но и со мной. Слава Богу, силы не равны, я сильнее, старушка повержена, но сумкой мне в лицо прилетело знатно. Мальчишки в это время набрасываются на Вовочку, бой остановлен, победила дружба.
Вовочка вырывается из объятий своих одноклассников и убегает, а бабуля... обрушивает всю мощь негодования на меня. Из обвинительной речи я узнаю, что в нашей школе учатся одни бандиты, что проходу никому не дают, а мы, учителя, сидим на попе ровно и ничего не делаем. Я пытаюсь выяснить причину драки, но в ответ меня обматерили, бабулечка еще раз сказала, что я идиотка и в школе мне не место, плюнула и ушла. Так я и не поняла, по какой причине подрались старшее и младшее поколения. Конфликт отцов и детей, однако.
Предполагаю, что старушка сделала какое-нибудь замечание моему ученику, тот по привычке в ответ ее послал и... понеслось. Свидетели сказали потом , что видели, как божий одуванчик сама на него "напрыгнула" первой. Нет, я все понимаю, Вовочка далеко не пай-мальчик, но бить первой? Видимо, не ожидала старушка, что юноша не проявит уважение к старшим, а "даст сдачи"
Отвечаю на вопрос, который может возникнуть: почему я не позвала охранника. Дело в том, что школы тогда не охраняли , на вахте у нас тогда была старушка-пенсионерка, задача которой была давать звонки, и призывать ее на помощь было бы странно. Хотя я представила себе картину: Вовочка дерется уже с двумя старушками. Я думаю, по "цеховой" солидарности вахтер наша присоединилась бы к "отцам".
Я вот думаю, тогда я была молода и не обладала большим педагогическим опытом ... по разниманию драк. Сейчас точно бы ни за что не решилась бросаться в побоище, побежала бы за физкультурником.