Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Туркестанской области началось строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал протяженностью 152 км. Крупный инфраструктурный проект направлен на дальнейшее развитие транспортно-транзитного потенциала двух стран. В рамках него будет открыт новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу.
Официальный старт работам в режиме телемоста дал премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
С начала года объем перевозок грузов между Казахстаном и Узбекистаном составил 25,8 миллиона тонн. Основной грузопоток проходит через межгосударственную стыковую станцию "Сарыагаш", которая сегодня работает на пределе пропускных возможностей.
Строительство новой линии позволит переориентировать грузы с существующего участка Сарыагаш – Ташкент на новую ветку, разгрузить станцию "Сарыагаш" и увеличить экспортные перевозки в направлении Узбекистана в целом. Кроме того, проект будет способствовать развитию Туркестанской области за счет ее соединения с основной сетью железных дорог республики.
Смаилов подчеркнул, что до конца года объем перевозок грузов с Узбекистаном прогнозируется на уровне порядка 31 миллиона тонн, что на 16% выше уровня прошлого года.
"Для расширения пропускной способности данного участка, а также повышения экспортного и транзитного потенциала нашей страны мы даем старт строительству крупного железнодорожного проекта – новой линии Дарбаза – Мактаарал", – отметил премьер-министр.
Проект разделен на два этапа. Первый предполагает строительство линии "Ердаут – Мактаарал – государственная граница Узбекистана" с выходом на станцию "Сырдарья".
На втором этапе предусмотрен ввод в эксплуатацию ветки "Жетысай – государственная граница Узбекистана" с выходом на ту же станцию. Всего будет построено 152 км железнодорожного полотна. Для проекта планируется закупить 19,7 тысячи тонн рельс, а также 280 тысяч комплектов железобетонных шпал и рельсовых скреплений. Доля казахстанских инвестиций в проекте составит 85%.
Заместитель председателя правления "Казахстанских железных дорог" Канат Альмагамбетов подчеркнул, что линия Дарбаза – Мактаарал соединит два отдаленных района Туркестанской области – Мактааральский и Жетысайский – с остальной частью Казахстана.
"Будет построено 9 станций. Железная дорога даст прямой выход грузов с Казахстана в эти районы и с данных районов в Казахстан. Потому что сейчас они вынуждены проходить границу с Узбекистаном. Это сказывается на развитии районов. После строительства они получат новый серьезный импульс", – сказал он.
По его словам, также существенно увеличится транзитный потенциал Казахстана.
"Грузы, которые идут на Афганистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан, будут быстрее проходить по этой линии. Еще один эффект: ослабится напряжение на участке Сарыагаш – Ташкент. В последние годы там много грузов. При этом не все из них вовремя передаются, потому что этот стык не рассчитан на такой грузопоток. Он резко возрос в последние два-три года. Строительство поможет разгрузить этот основной участок и дать движение пассажирским поездам", – отметил Канат Альмагамбетов.
Он также сообщил, что в настоящее время обсуждается строительство железной дороги через Пакистан в Индию. И запуск линии Дарбаза – Мактаарал станет значительным вкладом Казахстана в развитие этого стратегического маршрута.
"Мы прогнозируем, что грузопоток дополнительно увеличится на 10-14 миллионов тонн. А в дальнейшем возможен рост до 20-25 миллионов тонн. Этот участок, обходя Ташкентский узел, будет гораздо быстрее провозить грузы в обоих направлениях", – заключил Канат Альмагамбетов.