На войне у женщин было много специальностей. История сохранила в памяти людей подвиги лётчиц, снайперов, связисток, медсестёр и санинструкторов. Но были среди них и те, кто имел необычные военные «профессии». От холода и голода блокадный Ленинград и его жителей в буквальном смысле слова спасла Нина Соколова – первая женщина-водолаз.
Ленинград со всех сторон окружён водой: Балтийское море, Нева, Ладожское озеро, многочисленные реки и озёра не только придают городу особый колорит, но и накладывают определённые ограничения. С началом Великой Отечественной войны вода стала природной линией защиты города.
Моряки и водолазы стали нужны Ленинграду и его жителям, как никогда раньше. Среди специалистов этого направления своими знаниями, опытом работы в самых сложных ситуациях, в том числе и под водой, выделялась Нина Соколова, которую благодарные ленинградцы назвали «русалкой»!
Родилась «русалка» в 1912 году в Череповце, в 1936 году окончила Ленинградский институт водного транспорта и получила специальность инженера-гидротехника. Первым местом её работы стала Экспедиция подводных работ особого назначения, знаменитый ЭПРОН. Задачи у ЭПРОНА были сложные: подъём затонувших объектов, спасение иностранных и отечественных судов, строительство портов, прокладка подводных коммуникаций.
В те годы женщин-водолазов, работающих на больших глубинах в экстремальных условиях, в стране не было. Для получения допуска к выполнению работ на 10-метровойглубине пришлось обращаться к Михаилу Калинину, «всесоюзному старосте».
Жизнь шла своим чередом, Нина работала на разных административных должностях, сама не раз спускалась под воду. В 1939 году она успешно руководила строительством десантного причала на Баренцевом море. Однажды в полном зимнем снаряжении провалилась под лёд, но сумела самостоятельно выбраться на твёрдую поверхность.
Начало войны Нина Васильевна встретила в Ленинграде, где работала главным инженером 27-го отряда ЭПРОН. Отряд занимался восстановлением подводных коммуникаций, подъёмом продовольствия с затонувших судов на Ладожском озере. 8 сентября замкнулось кольцо блокады вокруг города. Связь с Большой землёй стала возможна только по Ладожскому озеру.
С середины 1941 года Н.В. Соколова стала сотрудником аварийно-спасательной службы Балтийского флота. В сложных погодных условиях, соблюдая строжайшую маскировку, водолазы поднимали на поверхность тысячи мешков с продуктами, так необходимыми для блокадного города.
Возникла острая необходимость наладить линии связи между городом и Большой землёй, обеспечить Ленинград электроэнергией, поскольку город погрузился во тьму. Решение было только одно – протянуть пять отрезков бронированного кабеля длиной 102 километра по дну Ладожского озера. Среди других выполнение этой задачи было поручено и отряду водолазов Нины Соколовой. Работали по 6-10 часов в ледяной воде, сменяя друг друга, в основном по ночам. Опыта выполнения подобных работ не было, первые три попытки протянуть кабель стали неудачными. Нашли особо прочный бронированный кабель необходимого типа. 30 октября водолазы ЭПРОНа восстановили проводную связь со всей страной.
Нина Васильевна всегда работала с полной отдачей, проявляла инициативу. Наблюдая за движением транспорта по «дороге жизни», она поняла, что бензовозы с горючим мешают доставке продовольствия и боеприпасов в Ленинград. Исправить ситуацию могла бы прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Государственный комитет обороны поддержал эту инициативу.
С весны 1942 года началась работа по реализации утверждённого плана. Все работы можно было проводить только ночью, соблюдая максимальную осторожность. Нина Васильевна Соколова сама принимала активное участие в этой работе, спускаясь под воду вместе с подчинёнными. Ладожский трубопровод общей протяжённостью 29 километров (из них 21 км под водой) проложили за 43 дня вместе с насосными станциями и резервуарами для приёма бензина, солярки и нефти.
Той же осенью команда Нины Соколовой проложила несколько линий электрических кабелей по дну озера, которые снабжали электричеством отдельные районы города. При выполнении этой задачи «русалка» была контужена, получила серьёзное ранение в ногу, но после излечения снова вернулась в отряд водолазов.
После прорыва блокады перед водолазами встала другая, не менее сложная задача. Акватория вокруг Ленинграда была завалена обломками мостов, сооружений, техники, усеяна минами. И с этой задачей Нина и её девушки успешно справились.
Нина Васильевна Соколова получила звание инженер-полковника Военно-морских сил, была награждена двумя орденам Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, многими медалями. После войны она работала преподавателем в Высшем военно-морском училище, стала мамой, занималась гимнастикой, йогой, стала активным «моржом».
Ладожская «русалка» прожила достойную жизнь, отдав её беззаветному служению Родине. 644 часа своей жизни она провела под водой. Мужественная женщина умерла в 2001 году в возрасте 88 лет.