Найти тему
Духовная одиссея

Становление человеком знания — это непрекращающийся процесс

Стать человеком знания — это не условие обретения постоянства. Нет никакой гарантии в том, что, выполняя предписанные учением шаги, можно достигнуть конечной цели. Подразумевалось, что функция этих шагов состоит в показе того, как становятся человеком знания. Задача, которая не может быть полностью выполнена, является скорее непрекращающимся процессом, который включал в себя следующие идеи:

1. Необходимость постоянного возобновления попыток стать человеком знания.

2. Собственное непостоянство относительно конечной цели пути.

3. Необходимость следовать путём, имеющим сердце.

-2

Постоянное обновление поисков на пути к конечной цели иллюстрируется четырьмя символическими врагами: страх, ясность, власть, старость. Эти поиски предполагают постоянный контроль над собой. Настоящий человек знания успешно сражается с каждым из четырёх врагов вплоть до последнего дня своей жизни.

Несмотря на подлинное обновление поисков, обстоятельства оборачиваются против человека — он вынужден отступить перед своим последним символическим врагом. В этом и состоит идея непостоянства. Потому что старость можно отогнать лишь на какой-то определённый промежуток времени.

Негативному моменту идеи непостоянства противостоит замечание о необходимости следовать "по пути с сердцем". Это некий метафорический способ утверждения что, несмотря на всё непостоянство пути, человек всё-таки способен найти удовлетворение и личную реализацию, выбирая наиболее ответственную альтернативу и полностью отождествляя себя с ней. Дон Хуан суммировал всю разумность своего знания этой метафорой, подчёркивая, что наиболее важным для него является найти путь с сердцем, а затем следовать по нему до самого конца. Самоидентификация с такой наиболее ответственной альтернативой была для него достаточной. Путешествие прекрасно само по себе. А надежда достигнуть какого-то постоянного положения лежала за границами его знания.