Пару лет назад произошло историческое событие: первый запуск космического корабля SpaceX на Международную космическую станцию (МКС) привлек внимание мировых СМИ. Хотя мы ранее не освещали это событие, это было не из-за недостатка интереса, а чтобы избежать повторения уже изложенных мнений. Однако вчера один из наших читателей задал вопрос, который казался недостаточно освещенным в обсуждениях.
Пересматривал недавно трансляцию отправки американских космонавтов к МКС на корабле Crew Dragon. Показалось очень странным что во время полёта ракеты не было замечено каких либо видимых перегрузок. Космонавты делали какие-то движения руками, что-то набирали на дисплее и чувствовали себя (визуально) более чем комфортно... Разве не должны были космонавты испытывать мощные перегрузки или инженеры SpaceX создали какие-то технологии убирающие эффект перегрузок о которых мало кто слышал?
Для разъяснения: во время взлета, астронавты действительно испытывают перегрузки, варьирующиеся от 1g до 7g. Это означает, что вес человека в 70 кг может ощущаться как 490 кг. Однако, перегрузки свыше 7g редки, и обычно они не превышают 4g.
Изменение ускорения космического корабля Crew Dragon во время запуска характеризуется короткими периодами высоких перегрузок. Например, во время запуска Crew Dragon, перегрузки свыше 2g наблюдались на третьей минуте полета на протяжении 40 секунд до отделения первой ступени ракеты и около двух минут до отделения второй ступени.
Воздействие перегрузок на человека зависит не только от их величины, но и от скорости их нарастания. У необученного человека уже при 5g может произойти потеря зрения, нарушение дыхания, повреждение тканей и потеря сознания всего за несколько секунд. Однако астронавты проходят интенсивную подготовку, включая тренировки на центрифуге и различных симуляторах, что позволяет им сохранять сознание и контроль над своими действиями даже при значительных перегрузках.
Кроме того, скафандры астронавтов оснащены специальными системами, которые, хотя и не устраняют перегрузки, помогают снизить их влияние на организм. Эти системы создают внешнее давление на область живота и ног, предотвращая отток крови от головного мозга.
Ещё одной проблемой, связанной с перегрузками, является ограничение движений из-за увеличения эффективного веса тела. Это решается за счет длительных и специализированных тренировок. В качестве примера, пилоты современных истребителей могут испытывать перегрузки до 9g.
Из личного опыта, испытанного мной на спортивном самолете, могу подтвердить, что при 3g даже неподготовленный человек может управлять приборами, в то время как при 6,5g двигаться становится очень сложно. Однако профессиональные пилоты способны управлять самолетом даже при таких перегрузках, не имея противоперегрузочных костюмов и специализированной подготовки астронавтов.
Вы можете поддержать наш проект финансово через Юmoney: 5599002038791291
Ставьте палец вверх, чтобы видеть в своей ленте больше статей о космосе и науке!