Найти тему

Кто Вы, Фёдор Михайлович?

Этот вопрос будут задавать и следующие поколения читателей. Уверен.

Лично у меня он (этот вопрос) возник очередной раз после того, как я перечитал "Идиота". Перечитывал я его долго и мучительно, по десять страниц в день. Достоевский не читается взахлёб. По крайней мере, у меня не получается.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Начинается живо, хорошо. Затем идёт как-то вязко, тяжело, с пробуксовкой. Между множества страниц попадётся одна, где текст, как песня, потом опять увязнешь в многословии и долгом описании. При этом ловишь себя на мысли, что князь Мышкин абсолютно понятен, как и Рогозин, как и Настасья Филипповна. И возникает такой вот парадокс: чтение Достоевского никак не назовёшь увлекательным, однако, понимаешь, что временами (подчёркиваю - временами) от такого чтения получаешь удовольствие. Короче, мучительное удовольствие. Это, как собирая грибы, порой исходишь лес вдоль и поперёк и за два часа найдёшь три подберёзовика, хороших, крепких, здоровых, - и радуешься им больше, чем ведру маслят.

Разумеется, в таком чтении появляются противоречия, - и у меня возникают вопросы к самому себе. Наверно, в силу каких-то причин, я не могу усвоить Достоевского вполне. Усвоить вполне в какой части? Принять его, как великого писателя без противоречий, принять его трудночитаемые тексты как шедевры. Достоевский - это имя в мировой литературе, мне этого не оспорить, да я и не пытаюсь, мне лишь нужно устранить противоречия. Нужно понять - почему он писал так сложно, почему читается так трудно. И ещё. Как могут дети уже в девятом классе прочитывать "Преступление и наказание" и писать сочинения о Раскольникове?

Считается, что Достоевский "препарировал" человеческую душу. Разобрал "по косточкам", разложил, описал в своих романах, повестях, рассказах. А разве этого не делали Тургенев, Толстой, Лесков, Чехов, Сологуб, Горький?

Я бы и не утруждал себя рассуждениями о Достоевском и смирился бы с мыслью, что просто не способен понять и оценить, если бы не встречался время от времени с мнениями, которые были также неоднозначны в отношении творчества великого писателя.

Например. Лет десять назад на Красноярской книжной ярмарке я общался с одним московским издателем. Так вот он заявил, что Достоевский испортил русскую литературу. По мнению москвича, Фёдор Михайлович задал в литературе определённое направление - теперь характер героя необходимо прорисовывать, проводя его (героя) через страдания. Поэтому русская литература кажется такой тяжеловесной.

Да вот, взять хотя бы Юрия Трифонова - он признавал, что Достоевский один из любимых его писателей и, что Достоевский оказал влияние на его творчество. Не оттого ли Трифонов подвергает своих персонажей внутренним терзаниям. Причём, делая на этом акцент.

Ю.В. Трифонов (фото из свободного доступа)
Ю.В. Трифонов (фото из свободного доступа)

Даже в своих знаменитых "Московских повестях" (которые критики назвали "бытовой" литературой) Юрий Валентинович обрекает своих героев страдать. Тот же Григорий Ребров из "Долгого прощания" терпит бедность, унижение, насмешки, измену, - а спустя время, став известным сценаристом и драматургом, став человеком состоятельным и успешным, с грустью вспоминает те времена и понимает, что по настоящему счастлив был именно тогда.

Но вернёмся к Фёдору Михайловичу. Ещё один пример. Вычитал в М. Веллера в "Перпендикуляре". Не буду утомлять пересказом, процитирую дословно:

"Я не знаю, насколько сейчас среди людей сравнительно молодых известен некогда знаменитый русский советский писатель – Константин Георгиевич Паустовский. Еще в 70-е годы он был весьма знаменит. Можно спорить о том, был ли он действительно писателем большим, но стилистом он был, разумеется, прекрасным, и русскому у Паустовского можно было учиться. Среди многих-многих я тоже пытался учиться чему мог.
Вот у этого Паустовского среди прочих мест, вызывавших с юных лет мои сомнения, было и такое, что. Читает он рукопись какого-то графомана, невесть как она к нему попала. Язык какой-то нехороший, и вообще все там нехорошее, все какое-то такое неживое, такое картонное, бумажное, деревянное… – и вдруг какая-то благоуханная страница, которая словно отцвечивает таким легким сумеречным, сиреневым светом, все такое изящное, благоуханное. Боже, что это?.. Он начинает читать внимательнее – и понимает: это страница из Достоевского, из «Идиота». Вот тут меня заклинило.
Я снял с полки «Идиота», нашел ту страницу, касающуюся несостоявшейся женитьбы на Настасье Филипповне, и стал ее перечитывать – спереди и сзади, с середины, по диагонали: и ничего у меня не было сиреневого, и ничего не благоухало, и ничего не получалось, и совершенно никак не нравилось это мне. Я понял, что я тупой, что мне не дано понимать то, что дано понимать великому писателю и тонкому стилисту Константину Паустовскому."

К.Г. Паустовский (фото из свободного доступа)
К.Г. Паустовский (фото из свободного доступа)

Говорят, что если бы сегодня Достоевский принёс в издательство свои роман, то редактор бы его не принял. Ну, не пишут так сейчас. Да и раньше так не писали. Ведь тот же "Идиот" можно было сократить на треть. Роман бы от этого только выиграл.

Да-да, знаю, читал, что Достоевский всегда писал в условиях сжатого срока, играл, проигрывал, постоянно был кому-то должен. Жизнь его детально изучена, о нём написаны диссертации и монографии. И все ответы на все вопросы уже вроде бы получены. Но отчего же они возникают вновь? Вероятно, Фёдор Михайлович своим творчеством показал, что литература может быть ещё и такой. Только вот не могу понять радоваться этому или нет. А как вам Достоевский?