Найти тему

Новый год по-удмуртски

Как мы помним, новогодняя концепция ушедшего года «Кузбасс новогодний. Сохраняя традиции». Традиции всех народов, проживающих на территории региона.

В ПРОКОПЬЕВСКОМ муниципальном округе чтят и всегда чтили обычаи других национальностей. Это и неудивительно. На протяжении многих лет мордва,
белорусы, удмурты, чуваши и другие народы дружно живут бок о бок, помогают и поддерживают друг друга. Православные традиции встречи Нового года всем известны. А вот о том, как заведено проводить новогодние праздники у наших соседей, мы знаем совсем немного.


Г. Г. Гербер заведует библиотекой в п. Смышляево. В Галине Григорьевне течёт удмуртская кровь. Она рассказала нам о некоторых обычаях её предков, касающихся Нового года. Особый интерес у нас вызвали ряжения, чем-то напоминающие колядки. Только в отличие от русских колядок с песнями и
танцами, удмуртские предполагают нечто иное. Люди, одетые в вывернутые наизнанку тулупы, с лицами, измазанными сажей, и в масках, ходили по домам. Ряженые пускались в пляс, но при этом молчали, лишь создавали громкий шум.
Делали так, чтобы изгнать злых духов и болезни, параллельно принося удачу в дом. Ряженых угощали выпечкой или даже просто горстью муки. Персонажи этих молчаливых, но шумных гостей олицетворяли собой представителей мира
предков, чего-то иного и потустороннего. Кстати, хозяева дома должны были угадать, кто же скрывается под маской. Если это удавалось, значит, год выдастся
хорошим, а урожай большим.

Перед Новым годом ребятишки пишут письмо Деду Морозу со всевозможными пожеланиями. Удмуртские же дети шлют весточки Тол Бабаю, что переводится как «зимний дед», а Снегурочку величают Лымыныл - ледяная девочка. Легенда гласит, что в древние времена, когда ещё не было людей, жили алангасары - великаны, не отличавшиеся большим умом. Когда появились люди, алангасары
испугались их разума и ушли в горы. Но один из великанов не захотел покидать родные места и остался. Прожив долгое время в мире людей, алангасар стал
похожим на них и принял облик мудрого старца. Правда, к самим людям он совсем не выходил. Как-то раз, когда алангасар тайком следил за игрой детей,
они заметили его. Ребятишки не испугались, а наоборот, позвали играть с ними. Эти дети и прозвали старца Тол Бабаем. Лымыныл же появилась, когда зимнему деду стало грустно одному. Тогда метель соткала из снежинок ледяную девочку,
которая стала помощницей Тол Бабая.

Для большинства людей Новый год - семейный праздник. Удмурты тоже относятся к этому большинству. В ночь с 31 декабря на 1 января вся семья
собирается вместе, а потом идёт проведывать родственников. По дороге ещё успевают заглянуть в гости к другим жителям деревни. В современной жизни потомки и представители других народов вновь начинают отмечать Новый
год согласно традициям предков. Искренне хочется, чтобы этот процесс набирал обороты, и люди вспомнили свои корни, обычаи и хотя бы изредка следовали им.

Лира МУСТАФИНА.
Фото Ксении ОЧКИНОЙ.