Я недавно услышал историю, что в США стоматолог удалил пациенту здоровые зубы, потому что страховка позволяла поставить импланты. И он решил, а почему бы нет.
Вот такая вот фанатичная позиция очень характерна для американской медицины. И в психиатрии она, конечно же, тоже проявилась.
Рассмотрим основные провалы американской психиатрии.
1.Литий вместо поваренной соли.
Соли лития – это достаточно токсичный и сильный препарат. Его используют для нормализации состояния пациентов с биполярным расстройством 1 типа (маниакально-депрессивным психозом по старинке). После того как выяснилось, что соли лития хорошо помогают таким пациентам, эти препараты попробовали внедрить ещё куда-нибудь.
Было предложено использовать литий вместо поваренной соли, преимущественно для гипертоников – это привело к смерти 4 человек.
Надо сказать, что соли лития – очень токсичны. Если пациент лечится этими препаратами – он должен регулярно сдавать анализы, фиксируя, что лития не слишком мало и не слишком много в организме. Иначе возможно поражение внутренних органов и даже смерть.
Анализы разработали для этого дела не сразу, а вот запустить рекламу с призывом добавлять литий в суп - это сделали сразу....
2.Лоботомия
Это использование нейрохирургии для лечения психических расстройств. Считалось, что можно подрезать пациенту лобные доли и он пойдет на поправку.
Метод применялся по всему миру с 1936 года. В СССР уже в 1950-м году его запретили.
В США лоботомия просуществовала до 70-х годов. С 1940-х по конец 1950-х через операцию прошло 50 тысяч пациентов.
В конце концов, американцы выучили урок – что нельзя ценой уничтожения личности избавляться от психических расстройств.
Такое лечение применялось не только при шизофрении, но и при тяжелом ОКР.
Благодаря нейрохирургии мы, например, знаем, что гиппокамп связан с памятью. Американский хирург Уильям Бичер Сковилл почему-то решил, что удаление гиппокампа поможет вылечить эпилепсию и вырезал его сразу из двух полушарий мозга своего пациента.
Следующие 50 лет этот пациент жил лишь одним мгновением, каждый день начиная с чистого листа. Так мы и узнали о важной роли гиппокампа для функции памяти.
Кстати, Сковилл прооперировал таким образом десятки пациентов, но никто из них не демонстрировал сколь-нибудь явных, связанных с памятью осложнений. Все прооперированные до описанного пациента страдали от очень тяжелых форм шизофрении, имели искаженные представления о действительности, проявляли признаки психоза. Естественно, они и до операции вели себя довольно странно, потому проблемы с памятью приписали психозам. Кстати, после операции степень тяжести шизофрении не уменьшилась. Но в те времена лоботомия была в моде, и Сковилл решил развивать это направление, убирая гиппокамп, тогда как обычно удаляли передние отделы мозга.
Великолепно, не правда ли? Хирург решил на пустом месте «А почему бы не удалять гиппокамп» и провёл десятки операций без всякого положительного эффекта…
3. Колумбайн и золофт.
С присущей американцам отчаянностью, после появления СИОЗС- антидепрессантов, психиатры начали их назначать всем подряд. Более того, право назначать эти препараты получили даже психологи. Однако при таком подходе, велик риск, что антидепрессант будет назначен пациенту, у которого нечто более тяжёлое, чем депрессия. А в этом случае, легко спровоцировать ухудшение состояния.
Например, подростки, устроившие Колумбайн, принимали золофт. За эти годы набралось десяток громких историй о насильственных преступлениях, связанных с приёмом антидепрессантов. Правда, надо сказать, что сами преступники на суде часто выворачивают дело так, как будто бы преступление они совершили именно под влиянием неправильного лечения.
В связи с этим в американской прессе появляются любопытные статьи, что, дескать, антидепрессанты повышают риск насильственных преступлений, а вот нейролептики эти риски снижают. Так давайте же использовать нейролептики.
Есть ощущение, что сейчас американская психиатрия снова кидается из одной крайности в другую. А нейролептики сегодня реально вытесняют антидепрессанты.
4.Эпидемия БАР у детей.
С 90-х годов в психиатрии активно начинают использовать более легкие атипичные нейролептики. Одновременно с этим расширяются диагностические критерии для многих психических расстройств. Само собой, что более комфортное лечение и более широкие границы диагностики привели к тому, что для большего числа людей лечение у психиатра стало целесообразным. И это, в том числе, касается и биполярного аффективного расстройства.
Однако, американцы чего-то и здесь намудрили.
Есть очень любопытная статистика, что с 90-х по середину 2010-х в США намного больше стали диагностировать БАР как у взрослых, так и у детей. И это понятно… Но вот только…
Если среди совершеннолетних количество пациентов с этим диагнозом увеличилось всего в два раза. То среди несовершеннолетних рост был колоссальным – в 40 раз. Это при том, что раньше у детей практически этот диагноз не выявлялся.
В попытке разобраться, начали исследовать взрослых пациентов и пытаться выяснить, путём опроса, когда у них дебютировало заболевание. И нет, это не совпало с пиком начала БАР у современных детей…
Эта проблема характерна исключительно для США. На мой взгляд, дело может быть в гипердиагностике СДВГ, которое часто предшествует БАР, и в методах его лечения, которые могут давать нежелательные осложнения.
5.Эпидемия СДВГ
По данным университета Айовы, обнародованным в 2018 году, количество людей с СДВГ стремительно растет. В 2016 году в США этот диагноз получили 10,2 процента детей в возрасте от 4 до 17 лет, тогда как в 1997-1998 годах таких было 6,1 процента.
Представьте только, каждый десятый ребёнок имеет диагноз СДВГ и эта цифра постоянно растет. И соответственно, получает лечение. А лечат СДВГ в США такими препаратами, которые в России запрещены, поскольку являются наркотиками.
Конечно, американские психиатры заявляют, что, дескать, там совсем другие дозировки и никакого «эффекта» данные препараты не оказывают. Но вот только я в этом сильно сомневаюсь. Особенно, что уже многие взрослые в США, никогда не страдавшие СДВГ заявляют, что вот прямо совсем недавно обнаружили у себя эту проблему и становятся в очередь за рецептом.
Доктор Кейт Коннерс стоял у истоков сложившейся сейчас практики лечить детские расстройства стимуляторами. Именно он в начале 1960-х годов в университете Джонса Хопкинса провел первые официальные испытания по воздействию стимуляторов (конкретно метилфенидата) на детей. Исследования были оплачены производителем Ritalin компанией CIBA. Результаты оказались крайне убедительными: успеваемость детей резко возросла, а Коннерс стал одним из главных активистов в области применения стимуляторов для лечения СДВГ. Он работал со всеми крупными производителями, но потом резко сменил позицию и стал говорить о волне ошибочных диагнозов СДВГ, достигшей уровня «национальной катастрофы».
6.Наркомания и заместительная терапия
Идея в том, чтобы давать героиновым наркоманам наркотики по рецепту. Дескать, пусть лучше употребляют чистые продукты, а не грязные уличные наркотики. Одновременно с этим, возникает идея легализации некоторых веществ. И всё это были попытки улучшить ситуацию и снизить смертность.
Мы разрешим то, что можно, чтобы люди не тянулись к более тяжелым наркотикам, а употребляли то, что разрешено. А тем, кто сидит на тяжелых наркотиках, будем выдавать более безопасные аналоги, произведенные под контролем государства – чтобы не по умирали от передозировки и от вредных примесей.
И вся эта история с треском провалилась!!!
Сегодня США занимает лидирующие позиции по числу смертей от передозировки. А те препараты, которые выдавали героиновым наркоманам по рецепту, как выяснилось, вызывают ещё более лютую ломку.
В общем-то, это ни для кого не секрет. Каждый блогер, приехавший в Америку, считает своим долгом показать, какое количество на улицах крупных городов США наркоманов, бомжей и психически нездоровых людей.
В общем, как это говорится, низкопоклонство перед Западом не всегда оправдано)
Ну и в завершении - ссылки:
1.Вот здесь более подробно о гипердиагностике БАР у детей и вообще о БАР у детей
2. Вот статья на Ленте о проблеме СДВГ в США
3. Вот история про неудачное удаление гиппокампа
4. Статья о связи антидепрессантов с насильственными преступлениями
5. Статья о том, что нейролептики снижают риски насильственных преступлений