Прорыв из ледового плена! 26 ноября 2013,
Я человек не азартный но эта рыбалка меня заставила поволноваться:
"ВЛИП" В ОЛЕДЕНЕНИЕ!
24 ноября 2013 года я приехал на станцию Капеасалми в 18 часов.
Погода обрадовалась:"Полярник приехал!" и на радостях выдала мне снегопад.
Я не расстроился, хряпнул 30 грамм коньячку:"За прибытие!" плеснул "Хозяину" и поставил палатку. У Капеасалми берега скальные высотой в 20 метров, и на них трудно найти ровную площадку. Я устроился прямо на тропе у воды.
Поверх её я еще натянул дополнительный тент.
Пока я ставил палатку, снег прекратился, ветер стих и стало морозить.
В китайской "Двухместной" палатке мне одному немного тесновато. Коврик стелю на пол, поверх его кладу спальный мешок, под голову компрессирующий мешок с зимней одеждой. Сбоку остаётся 25 см для разных мелких шмуток. Что не влезает в палатку я сложил под тентом. Фотографировал палатку я, соответственно, утром.
На 25 см я приготовил ужин: поставил газовый примус и разогрел баночку свиной тушёнки. Вспомнилась Арктика, армия - там мы питались одной тушёнкой, сушёной картошкой и крупами. Нам солдатам давали вдоволь селёдки: у двери в столовую стояла бочка - доставай, чисти, ешь. Много было трески. Её количество ограничивалось только тем сколько успеет повар приготовить. Мне так было: "Ничего", а некоторые выли. Меня с 13 лет отпускали в одиночку на рыбалку с ночлегом - приучился к "полевым условиям".
Ночь я проспал отлично, а утром, выйдя из палатки увидел... ледовые забереги.
Толщина льда была 5-6 миллиметров и мне предстояло "проломиться" на лодке сквозь него метров 10 чтобы оказаться на последней открытой воде.
Вечерних облаков утром не было. Ветерок задувал не более 3х метров в секунду. Солнце! Не погода - мечта! Утренний морозец (-5С) к полудню поубавился и я двинулся к истоку Тихой.
Уровень воды в Вуоксе поднялся уже выше среднего. Листья кувшинки опустились на дно и местами на течении попадались плывущими их огромные корневища, уплывшие путешествовать - вегетативное размножение.
В Капеасалми (карельское - Узкий залив) десяток забросов воблеров мне ничего не дал. Я поставил два спиннинга "на дорожку" и поплыл на восток. На первом плёсе тоже не клевало. Подходя к сужению плёса, я стал выбирать оба спиннинга, и на одном из них оказался смирненький окушок, чем он меня рассмешил: шёл не дёргался.
P.S. Автор модели этого воблера мне 02-12-2013 сообщил:
"Назвал новую модель небольшого воблера - «Шип»"
Я покупаю воблеры фирмы "Вуокса" и "тюнингую" их: привязываю к ушкам крючков красные шерстяные нитки. Летом я не раз видел как: из под листьев кувшинки выныривает окунь и заглатывает эти нитки вместе с тройником. В этот же раз я даже не заметил поклёвки и меня смутило только то, что кончик удилища перестал вибрировать. От крючков Полосатый не шибко
пострадал и был мною отпущен.
Пока я сматывал спиннинги и крепил воблеры к удилищу, меня течением и ветром прибило к льду, перекрывшему весь проход, необходимый мне. Уже имея опыт ледокольства, я прорвался сквозь 20 метров льда к течению,
Входя в шиверу я, как всегда, побросал спиннинг и снова был проигнорирован щуками. Войдя в плёс над истоком реки Тихая я закинул спиннинг навстречу движению. В результате получилось, что я провёл воблер медленно над камнями и получил вялую почти незаметную поклёвку килограммовой щуки. Сидя на крючке щука покорно подошла и спокойно дала посадить себя на кукан. Такое поведение меня удивило. Окунь - вялый, щука - вялая... Может
надо в холодной воде медленнее чем летом водить воблер?
Дорассуждать не успел - чуть не унесло в шиверу Тихой. Причалился и осмотрел свой лагерь: брёвен почти не осталось - пилят на дрова. Зато появилась фанера. Видно, что на этой площадке недавно отдыхали хорошие люди: привезли с собой готовых дровишек, фанеру для стола и коптильню. Жалко коптильню: ведь украдут! Люди то может и хорошие но вот рыбу
они ловили сетями: не площадке лежат две овощные сетки с камнями - якоря и два куска пенопласта с верёвочками - буйки от сетей.
После осмотра лагеря я первым делом взялся за спиннинг и стал кидать любимый вуоксинскими щуками воблер ( "Вуокса KV-11+ расцветка ТВ" ) к подводной стенке. На четвёртом забросе шнур передал мне информацию об ударе по воблеру. Я осмотрел воблер - травы нет: значит не зацеп. Тут вспомнилось моё измышление, что "В предзимок надо помедленнее водить". Забросил, дал полежать пяток секунд на воде и повёл: медленно-медленно. Воблер занырнул и стал "играть". Поиграл он всего два метра: удар и... щука потащила его в шиверу. Хорошее у меня удилище - изогнулось параболой и плавно остановило щуку. Фрикцион пришлось чуток подтянуть, чтоб не сдавал леску. Двухкилограммовая щука разинувшая пасть: против течения (здесь на лодке не всякий дюжий мужик вверх выгребет!)... ну очень-очень тяжко.
Я плавненько вытащил её к берегу и взял рукой (подсак оставил дома). На кукане их стало пара.
Щуками я обзавёлся и взялся за налима. Одну пятиметровую удочку переоснащать было не надо и я, насадив на неё карасика закинул в начало ямы над шиверой. Вторую донку с двумя крючками я сделал из спиннинга. На один крючок я насадил опять карасика, на другой выползка. Эту донку я забросил в конец ямы к самой шивере.
Только через два часа звякнул колокольчик на второй донке. Я выскочил из палатки и подсёк. Похоже, что я вырвал карасика изо рта налимчика - весь пожёван, чешуи почти нет. Поменял живца и закинул донку снова.
На небе светила яркая луна и сверкали звёзды - жди мороза. Мороз крепчал: к полуночи было около -10С. А что же на рассвете?!
Щуки вечером неожиданно стали беситься. Я подошёл вовремя: Норка испугалась меня и поплыла на свою сторону протоки. Я погрозил ей кулаком:"Соседка, хочешь рыбки - попроси, и я тебе по соседски выдам. А воровать не моги!" Пришлось положить "искус" в мешок и засунуть
под палатку.
Под утро зазвенела верхняя донка. Не хотелось вылезать. Пришлось. Зря вылезал - сел чернущий налимчик грамм на 250-300. В палатке у меня всю ночь горела газовая горелка, было тепло и я спал: руки поверх спальника. На купол моей палатки залез под тент хитрый паук Каёмчатый охотник - погреться. Я не стал его пугать. Похоже, что в нашем регионе это самый распространённый и приспособленный к любым условиям ( вроде меня) вид пауков.
У налимчика еле удалось вытащить крючок из желудка. Знал бы что налимчик такой мелкий я бы не полез на улицу мёрзнуть.
Эта вылазка навела меня на мысли о последствиях холода:"Ведь вода замёрзнет!" и я стал просчитывать пути отступления и варианты своих действий. Путь №1 моего вчерашнего выхода на воду сразу отпадал: там нет течения и ещё вчера был лёд.
Был вариант №2 выйти на скалу и по ней идти на запад пару км к железной дороге. Опасное движение по скользким скалам.
Вариант №3: заныкать лодки у Скалы Совета (Летний лагерь УТЛ) и уйти на восток по тропе к Приозерскому шоссе. Я той тропой не хаживал но знал: на ней прорва бурелома.
Вариант №4 предполагал двигаться лодке по главной струе к Вуоксе до моста железной дороги, а потом по ней 4 км до Приозерска. Этот вариант я считал самым надёжным и основным.
По Варианту №5 мне надо было всего лишь сплавиться по первой шивере реки Тихая и от "Поворота" уйти на юго-восток тропой к Приозерскому шоссе в сторону Бригадного. По той тропе я не хаживал уже года 4.
Вариантом №6 я считал сплав по реке Тихая до приозерского шоссе. Вода в реке стояла большая - проходимо. Немного смущало, что в такое время года любая ошибка на Тихой чревата "летальным исходом".
С рассветом я оделся и вылез из палатки с серьёзными намерениями пробиваться домой, пробуя по порядку все варианты. Всё вокруг было покрыто куржаками. Молодёжь уже и не знает этого русского красочного слова и говорят иней. Капроновая верёвка палатки выглядела шерстяной:
Я созвонился с Волковым Валерой из Лемболово. Говорит:"У меня на
рассвете было -8С". Я рыбачил почти на 100 км севернее и имел морозец явно не меньше -10С.
После 3-4 забросов в кольцах спиннинга намерзали ледышки и не давали ни
забросить ни вытащить, особенно lite. Шнур на катушке смерзался в монолит.
Перекусив банкой печени трески с булкой и чаем я снялся и вышел на воду.
На дорожку за лодкой я пустил играть воблерок от "Вуоксы" с хитрым язычком. Из шиверы Смесителя я вышел не соблазнив ни одной щуки. А вот на плёсе над шиверой меня "потянуло" к островку. Летом там было полно кувшинок и между них я частенько видел как жирует щучина. Видел, но на попперы она не реагировала, а всё остальное цеплялось наглухо. В надежде, что эта рыбина и сейчас там пасётся, я не спеша провёл там Вуоксинский воблерок "Шип" - и она хапнула!!! Я не горячась подвёл щуку к борту лодки (шла вяло сопротивляясь) и я, взяв рыбину за голову, легко втащил её в лодку. Здесь я сначала сломал ей хребет и лишь потом извлёк крючки из зубатой пасти. Тянула она кило на 3-4.
Мне уже хватало рыбы, а вот времени я боялся, что не хватит выбраться домой. Все спиннинги я смотал и уложил в грузовую лодку. Надежд вернуться входным путём через Капеасалми было мало, но в этом я решил убедиться. Убедился: лёд не подпустил меня к вчерашнему проходу на 100 метров и толщина его была 10-12 мм.
Итак в данной ситуации отпадали варианты возврата: №1, №2 и №3. Вернувшись назад я двинулся по самому надёжному варианту №4 к железнодорожному мосту у Приозерска. Надежды мои не оправдались главный проток был тоже покрыт монолитным льдом в 12 миллиметров. Я
уже видел ЖД и мост, но 500 метров льда...
Как моя бабушка говаривала:"Ни богу свечка, ни чёрту кочерга!" Ни на лодке не проплыть, ни пешком не пройти!!! Отпал вариант №4!
Ледовая блокада оставила мне только юго-восточные варианты №5 и №6. Не люблю я делать то на что меня толкают обстоятельства!
Снова я вошёл а озерко Смеситель и сплавился по первой шивере - истоку реки Тихая. На Повороте я вылез на берег и решил разведать тропу к Бригадному. Через 20 метров - первое упавшее ВДОЛЬ ТРОПЫ ДЕРЕВО. А сколько их будет дальше?!
ЛЕДОВАЯ БЛОКАДА давала мне всего один выход - сплав по речке Тихая.
Я помню как Александр Блеснюк рычал, выгребая в пороге:"Какая сволочь назвала эту Бешеную реку Тихой. Поймать бы - морду набил!"
Я, поняв, что идти в Тихую НАДО, подготовился к сплаву: упаковал спиннинги, связал в в грузовой лодке все вещи чтоб ничего не торчало, в пассажирскую лодку взял пару кольев по 3 метра, удлиннил буксирную верёвку до 3х метров.
Осознав цену любой ошибки, я решил не торопиться и обдумывать все свои действия насколько это допускала река. У Поворота первое же упавшее дерево настроило меня на боевой лад - прошёл ЧИСТО! Потом я часто менял порядок движения: то первым проходил я на пассажирской лодке, то пускал вперёд грузовик. Иногда притормаживал, давая натянуться буксирной верёвке, иногда толкал грузовик своей кормой. Двигался я кормой вперёд. По Большой воде идти приятнее чем по Малой: не бьют тебя камни по... точке опоры.
До шоссе я благополучно сплавился и пришвартовался.
Пришвартовался я с трудом: пляжик у насыпи подтоплен. Дальше была попутка, электричка и маршрутка до дома - всё тривиально.
Дома я смерил рулеткой рыбу: самая крупная 65 см (стол шириной в 60 см).
Самая мелкая щука 40 см - вписался в разрешённый стандарт.