Найти в Дзене
Буканов Сергей

Как я купил ресторан Доминос Пицца за 22 млн. Часть 4. Бывший финансовый дир. В погоне за экономией и скотское отношение к своим сотрудникам

Оглавление

Продолжаю рассказывать, как все было после покупки ресторана. И, почему компания сама себя потопила.

С чего все началось, части 1, 2 и 3 :

Когда произошла смена ГД и директора маркетингового отдела все радовались.

Но, со временем, все поняли, что Гювенч и Елена (директор отдела маркетинга) все-же были лучше.

Что пошло не так? Ответ, ВСЁ!

1- Мустафа, до этого занимал должность, финансового директора. Он, отлично справлялся со своими задачами, однако, ему не хватало навыков управления компанией. Он мягкая и доверчивая личность.

2- Директором по маркетингу стала Виктория Алеманов. До Доминос она была в IVI. А сейчас в ХоумКредитБанке. А еще она работала в "Спортмастер" и "Сбербанк" Т.е. Человек совершенно не приближен к продаже продукта питания. Да, я понимаю, если ты крутой маркетолог, по сути, все равно, что рекламировать. "Продавать".

Начну с Мустафы

Напомню, что перед его назначением, для франчайзи сделали food cost (себестоимость продуктов) с 32% до 41%

Плюс он принял в управление в тот момент, когда предыдущая команда допустила фатальную ошибку что привело к огромным отрицательным финансовым значениям.

Очевидно, что ему было поставлены 2 основные задачи: вернуть FC и финансовые показатели в норму. А так как это его прямая специфика, должен по идее справиться.

Но!

Мустафа был мало погружен в тонкости работы ресторанов. Поверхностно, да все мы понимаем принципы работы. Но в данном случае очень важно понимать и знать детали работы.

1- Он обязал сократить расходы на оплату труда. Но, так как урезать зп нет возможности. Что пришлось делать операционным управляющим? Верно, сокращать кол-во людей на смене. Так как оплата почасовая, каждые сэкономленные 30мин. работы сотрудника, в рамках сети давалии неплохую экономию.

Например: условно 150 ресторанов. будут отныне выводить по 1 сотруднику на 30 минут позже. (или отпускать домой раньше) итого: 30 мин * 150 = 75ч. в день. Предположим, что средняя оплата труда в час 300р. получим 300р * 75ч = 22500р. В день. А если * 30 (месяц) = 675000р.

Да, это повсеместная, очень хорошая, рабочая схема контроля костов. 30 минут не критично, не сложно, выполнимо. И сумма значительная.

Однако, с учетом провала компании 675к это как 6 копеек сэкономить. Вместе с тем, через неделю, мустафа увидел, что это работает. Не долго думая, потребовал сократить Labor cos еще на 5% (коэффициент расходов зп относительно выручке). Это уже было сложно выполнимо, и тут пошли проблемы более глобального масштаба. Которые Мустафа попросту не хотел видеть. (По крайней мере так складывалось впечатление)

Нехватка сотрудников на смене. Это приводит к А- качеству обслуживания. Б- качеству продукта. В- скорости доставки. (если не успеть за 30мин пицца халявная). и последнее Г- качеству подбора персонала с соответствующими компетенциями.

Поясню:

В Доминос не было уборщиков зала, кассиров и отдельного сотрудника на нарезке и упаковке пицц. Всю эту работу делает менеджер смены и те, кто успевает (когда нет заказов) Но, так как сотрудников на смене мало, все это должен делать менеджер. и заказ принять, и убрать и нарезать (Если пиццамейкер не успевает) И не забыть проверить туалет в зале, и проверить сроки годности, и отслеживать качество готового продукта. Конечно это попросту нереально. + Опаздывали на каждый 2й заказ и дарили еще пиццы сверху.

Следовательно, кто будет работать в таких условиях? Да, мало кто. люди чтоб хоть что-то зарабатывать выводили на всю смену по 3,5 сотрудника. 1 менеджер , 2 курьера и пиццамейкера с середины дня. Все естественно жутко уставали. Но только так они хоть как-то ощущали свою зп. Т.е. да пиццы готовили все кто умеет.

Да, отношение сотрудникам ресторана было мягко говоря скотское. Все это выливалось от сотрудников на гостей.

И, о шок! Увеличилось частота пойманных сотрудников за воровство! Просто не может быть! С чего бы это, не знаете??? 😱

Нет, я не оправдываю воровство даже в таких условиях. Но, это же было очевидно...

Так в итоге все это пришло к тому что ТУ (Территориальный управляющий) приезжал и открывал 1 из ресторанов вместо менеджера и БЕЗ пиццамейкера. Но, при этом в его управлении было больше ресторанов. А директора стали не на 1 ресторан. А директор 2х ресторанов....

Это все примерно за пол года.

Но, на мой взгляд, Мустафа инициировал это преступление против компании. А реализовал весь штат управляющих. Которые просто выполняли, что им скажут. Хотя и Мустафа выполнял свою задачу. Только выполнял он ее не там где нужно.

Следствие

Жуткий отток покупателей. - не знаете почему?

Еще большие убытки и еще больше зажимали гайки по кол-ву сотрудников на смене. (о чем чуть выше уже написал).

По вопросу оттока покупателей, Мустафа сетовал только на Маркетинг. Да они там тоже "прекрасны" но, корень проблемы был не там.

А что франчайзи?

-2

А франчайзи понимали, что так сокращать число сотрудников не точно нельзя. Это запрещено!

Конечно мы (франчайзи) неоднократно писали в компанию об ужасном финансовом результате. О том, что нет возможности даже оплатить роялти (7% от продаж) и маркетинг (4% от продаж). про долговые обязательства по кредитам перед компанией тем более.

Ответ компании был только один - вы не сокращаете сотрудников, вот и денег у вас нет. ПлОтите, иначе, отключим от системы. Вот тут и пошли кредитоваться/занимать/из заначек доставать, большинство франчайзи.

Хотя, если смотреть на спад продаж корпоративных ресторанов и франчайзи, цифры говорили сами за себя. Корпоративные - спад был 12-18% франчайзи, 6-8%. Но, компания признавать свои ошибки, конечно не хотела.

Зтоооо! В то время, когда в ресторанах уже шли дичайшие ужесточения. Офис расширялся. + о-о-очень много вопросов к маркетинговым расходам и выбранной стратегии.

Хотел про Викторию еще написать. Но, все-же перенесу на 5-ю часть. Статья будет в пн. 04.12.23. Там тоже за 2 слова не рассказать. Скажем так, совокупность их действий, просто убило все безвозвратно. И как этого можно было не замечать, я просто не представляю по сей день.

Заранее спасибо =)