Чеченская республика. Кармадонское ущелье и далее.
Выезжаю из Дагестана мимо Владикавказа и Грозного. Как же всё резко изменилось, дороги чистые и аккуратные, дома ухоженные всё в зелени, если где стройка, то строй материал сложен аккуратно и вокруг чисто…
Странно, но читая разную информацию по Кавказу, фактически ни разу не видел описания каких-нибудь особенных мест в Чеченской республике. Уверен, что их там множество… Проезжаю мимо:(
По всему маршруту периодически встречаются самомойки. Очень удобно, т.к. машина постоянно притягивает к себе дорожную пыль и грязь. До этого самомойками я пользовался всего раза два и никак не мог понять почему после мойки остаются пятна на кузове…, в общем дурак он и в Лувре дурак, просто нужно струю подносить максимально близко к поверхности тогда давление максимальное и смывается всё замечательно.
Въезжаю в Кармадонское ущелье — 1 градус ХОЛОДА, идёт снег и скоро будет темнеть. Стало понятно почему С. Бодров выбрал именно это место для съёмок. Мощь неописуемая, скалы высоченные и круто нависают над дорогой, полумрак, и идёт снег, на склонах остатки красок осени размытые только что выпавшим снегом. У места трагедии зеваки фотографируются…
Я проехал не останавливаясь.
Дорога переходит в грунтовку. Одиноко и мрачно. Впереди Давгас — город мёртвых.
Подъезжаю, пока ещё светло, на входе касса, рядом кафешки и лавочки с керамикой, мёдом и пр. Отдал за вход 500 рублей (точно этого не стоит). Кладбище превратили в достопримечательность... Интерес, в основном, был не в том, чтобы само место посмотреть, а в том, что же тут другие смотрят. Немного побродил, спросил в палатке успею ли доехать до Верхнего Фиагдона, чтобы тут не ночевать (до него 12 км.), сказали, что успею. Уехал в 17.15.
Стемнело быстро и несколько оставшихся километров ехал в полной темноте. Где-то нужно было заночевать. По карте слева была обозначена какая-то база, но когда подъехал к повороту увидел раздолбанную дорогу наверх с какой-то стройкой.
Приехал в Верхний Фиагдон поздно. Холодно. Решил для ночёвки что-нибудь снять. Нашёл в сервисе гостевой дом. Кое-как до него добрался по дворам и буеракам… Всё за забором, стоят дорогие авто, телефона нет, войти не получилось… Вернулся назад. Есть несколько домов типа пятиэтажек, на некоторых окнах висят объявления о сдаче с телефонами. По всем телефонам дали отказ говорили, что сдано, хотя видно, что квартиры пустуют. Скорее всего не хотели сдавать на оду ночь.
Остановился у какого-то комплекса, из которого допоздна долбила музыка, из-за стены, не особо громко, но слышно. Это было наиболее приемлемое место. Ночью температура опустилась до -4 градусов.
В В. Фиагдоне было интересно найти место где пекут осетинские пироги и которое все так расхваливают (если не путаю, у Фатимы). Когда приехал, было уже везде всё закрыто, а рано утром ещё всё закрыто, поэтому я без пирогов тронулся дальше. Именно в В. Фиагдоне я дозаправился первый раз из канистры потому что по пути сюда ни одной заправки и дальше только перевал.
Выехал рано, когда только начинало светать. Проехал монастырь и углубился в горы на Архонский перевал. На въезде стоит табличка с предупреждением, что в зимнее время на легковых машинах разрешено въезжать на перевал только с цепями на колёсах, а на внедорожниках только на шипованой резине.
Утро встретило чистым небом, чуть выше на дороге стал появляться снег и лёд. До поездки я поменял штатную, стоящую при покупке машины резину, сильно шумную и которая плохо держала колею по трассе, на другую. Нашёл по отзывам универсальную для города и грунтовок с хорошими отзывами BFGoodrich Urban Terrain. Стало намного тише, мягче, комфортнее и устойчивее. Вот и здесь она неплохо показала себя по снегу и льду, правда слой снега был маленький, проступали камни с дороги, но всё же!
Еду до «скамейки любви», на встречу проехала пара на Дастере. Интересно, откуда это они в такую рань? Ещё совсем рано, но солнце встаёт и уже совсем светло.
Вершина перевала, поворот к скамейке.
Дорога в снегу и со льдом. Есть одинокий след от машины, возможно это те ребята туда заезжали. Поехал наверх, дорога жесть, выбоины, камни, снег, лёд, обрывы… на середине пути следы от машины пропадают, наверное не рискнули ехать выше.
Я пытаюсь вскарабкаться на полном приводе и на пониженной. Выскакивает сообщение о неисправности системы полного привода… Остановился, минут десять постоял с выключенным двигателем, завёлся, вроде, пропало. Дальше попробовал ехать на переднем. Добрался до верха.
Монументальное место, абсолютно дикое, обособленное (если не считать какой-то вышки) с завораживающими панорамными видами. Немного напоминает Домбай. Красота!
К скамейке на пошёл, тропка вся во льду…
Спуск был проще, выбрался на дорогу и вздохнул:)
Дальше по пути были пара мест с приятными площадками, где можно было остановиться и переночевать среди гор!
Ближе к выезду с перевала есть тоже скамейка с видом на ущелье и дорогой внизу. У скамейки лежал одинокий пёса. Был тоже накормлен:)