Найти тему

История католицизма в России (Часть 1)

История и современность католицизма в России восходит корнями к IX-XI векам.

Древняя Русь еще в X в. поддерживала связи со Святым престолом, а в XI–XII вв., в силу возросших хозяйственных связей, во многих русских городах появляются католические общины, которые свободно строят храмы (например, в Новгороде их было сразу два – св. Николая и св. Петра), их члены часто поступают на службу к князьям, вступают в браки с православными.

Хотя князь Владимир принял византийское христианство, которое определило историческое развитие Руси, в стране на протяжении всей 1000 лет развивалась и латинская традиция. Принятие христианства на Руси не было одномоментным действием, процесс растянулся на долгие годы. При этом проповедники приходили как с западных стран, так и из Византии.

Поскольку Русь как государство была обращена в христианство в 988 году, до Великого раскола (1054), в истоках русского христианства сложно говорить о наличие раскола между православием и католицизмом. Однако Великий раскол 1054 года на самом деле был кульминацией длительного процесса, и церкви отдалялись друг от друга на протяжении столетий до этого.

Западные источники указывают, что княгиня Ольга отправила посольство к императору Священной Римской империи Оттону I. Примечательно что сама Ольга была христианской, канонизированной как равноапостольная. Крещение они принимала в Византии, но от константинопольской церковной иерархии отказалась. В 959 году она обратилась к властителю Германии, попросив прислать епископа. Оттон I поручил епископу Бременского Адальдагу миссионерскую работу на Руси. Но, спустя 2 года, когда он прибыл в страну, у власти был уже сын Ольги Святослав, убежденный язычник. И епископ не сумел повлиять на положение в стране.

Княгиня Ольга
Княгиня Ольга

После того, как святой равноапостольный великий князь Владимир принял христианство восточной традиции в качестве государственной религии Киевской Руси, ее дальнейшее историческое развитие было всецело связано с наследием Православия. Однако Западные источники также указывают, что князь Владимир отправил эмиссаров в Рим в 991 году и что папы Иоанн XV и Сильвестр II направили три посольства в Киев. Немецкий хронист Дитмар сообщает, что архиепископ Магдебургский посвятил саксонца в сан архиепископа России и что последний прибыл в Россию, где проповедовал Евангелие и был убит там вместе с 18 своими спутниками 14 февраля 1002 года. С этого момента латинское христианство в Киевской Руси присутствует как маргинальное явление: немногочисленные католические храмы – так называемые "лядские божницы" существовали в крупнейших городах Руси, обслуживая исключительно религиозные потребности западно-европейских купцов-католиков.

-2

Раскол между Западным и Восточным Христианством окончательно закрепляется в начале XIII в., когда Константинополь был взят штурмом и разграблен латинскими крестоносцами. В это же время происходит активизация деятельности западных миссионеров на Руси. Она становится еще более масштабной к середине XIII в., когда в результате монголо-татарского нашествия Русь оказалась подвергнутой жесточайшему разгрому и была сильно ослаблена. В это время и берёт начало конфликт Русской православной церкви католицизмом. Тевтонские рыцари и Братья Меча (присоединенные к Тевтонскому ордену в 1227 году), шведы, датчане и другие католические державы начали серию крестовых походов против Пскова, Новгорода и других городов северо-запада России, а новгородцы упорно боролись за то, чтобы не допустить выходцев с Запада на Новгородскую землю, не только из-за религиозных различий, но и потому, что они платили налоги административным структурам католических монархий. Налоги, дань или военные сборы тогда пошли бы скандинавским королевствам, германским городам-государствам Ливонии или литовцам, и таким образом уменьшили бы богатство Новгорода и общую безопасность.В 1330-1340-х годах король Норвегии и Швеции Магнус Эрикссон начал крестовый поход против новгородской земли, проповедуя крестовый поход и собирая армии в Ливонии и Германии, а также в Швеции и Норвегии. В 1387 году литовцы, которые долгое время угрожали западной границе, стали католиками и династически объединились с поляками. Великие князья-католики, такие как Витовт Великий пытался создать отдельные митрополии на подконтрольных им русских землях. Русская церковь всегда боролась против этого, в значительной степени из опасения, что новые митрополии будут преобразованы в католические провинции.

Проникновение католицизма на Русь происходило и иными средствами. В XIII в. Галицко-Волынский князь Даниил Романович, надеясь получить от папского Рима и западно-европейских государств помощь в борьбе с монголо-татарами, принимает от Римского понтифика королевский титул, подкрепленный обещанием организовать крестовых поход против Орды в обмен на обязательство ввести католицизм на территории Западной Руси. Но поскольку никакой реальной помощи от латинян Даниил так и не получил, Галиция и Волынь в ту пору так и не были обращены в католицизм.

Александр Невский
Александр Невский

Помимо этого в 1248 году папа Иннокентий IV отправил двух кардиналов к князю Александру Невскому, который, как известно, отклонил их призыв перейти в католичество. В 1240 году папа Александр IV также направил доминиканский орден в центральную Россию в попытке обратить регион в католицизм в 14 веке. Князья Руси также вступали в брак с представителями католических династий: князь Ярослав Владимирович (Ярослав Мудрый) и другие князья выдавали своих дочерей замуж за западных князей; один из этих династических браков был, по сути, за императора Священной Римской империи.