9,5K подписчиков

Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне

Трехмоторный Ju 52 был самым важным транспортным самолетом Люфтваффе во время Второй мировой войны и использовался на всех фронтах и ​​в всех кампаниях.

Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне
Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне

Ju 52 это одномоторный транспортно-авиалайнер, спроектированный Эрнстом Зинделем в 1928 году. Прототип этого самолета впервые поднялся в воздух в октябре 1930 года с двигателем Junkers Jumo мощностью 750 л.с. Самолет представлял собой низкоплан с большим наклонным фюзеляжем и большими пассажирскими окнами, а также относительно большой площадью крыла. Это был цельнометаллический самолет и использовал гофрированную металлическую оболочку, ставшую впоследствии столь характерной для Юнкерса. В результате появился чрезвычайно мощный планер, который сделал Ju 52 таким универсальным.

Шесть месяцев спустя, в апреле 1931 года, первый трехмоторный Ju 52/3m взлетел, с помощью радиальных двигателей Pratt & Whitney Hornet мощностью 550 л.с. За исключением первых предсерийных самолетов, на основных использовались радиальные двигатели BMW 123A мощностью 725 л.с. Большинство первых Ju 52 были гражданскими пассажирскими самолетами, и к 1939 году около 200 из них были поставлены 30 авиакомпаниям по всему миру, большинство из которых - Deutsche Lufthansa. Ju 52 составляли 75 процентов парка самолетов Lufthansa, что позволило сократить количество аварий с 7 до 1,5 на миллион километров полета.

Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 2
Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 2

Некоторые из этих самолетов были оснащены двухступенчатыми металлическими поплавками, и в этой конфигурации они стали известны как Ju 52/3mW.

В результате неудачи с Dornier Do 11 немецкие ВВС также заказали несколько ранних моделей Ju 52 в качестве временных бомбардировщиков до тех пор, пока не будут поставлены новые Ju 86, Do 17 и He 111.

Эти первые бомбардировщики получили обозначение Ju 52/3mg3e и использовались в первых бомбардировочных эскадрильях Люфтваффе, в качестве учебных самолетов. Они могли нести бомбовую нагрузку до 1500 кг.

Боевой дебют Ju 52 состоялся во время гражданской войны в Испании, в ходе которой 20 самолетов налетали 13 000 часов и сбросили около 6 000 тонн бомб. Однако к концу 1937 года Ju 52/3m был в значительной степени заменен более современными типами, такими как Do 17, He 111 и Ju 86,

Ju 52 в Африканском корпусе

Большинство Ju 52, которые поставлялись как «бомбардировщики», никогда не использовались как боевые, и к 1938 году Ju 52 уже зарекомендовал себя как отличный военно-транспортный самолет для коротких взлетно-посадочных полос. Вероятно, самой выдающейся особенностью Ju 52 была его способность взлетать с полной нагрузкой (массой 10 476 кг) со скоростью всего 109 км/ч с взлетно-посадочной полосы длиной всего 350 метров.

Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 3
Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 3

Полностью загруженный Ju 52 все еще мог приземлиться на взлетно-посадочную полосу длиной всего 400 метров, за исключением крайне неблагоприятных условий. Даже современные военные самолеты не всегда обладают лучшими характеристиками неа сравнению с самолетом Люфтваффе. Кроме того, прочное шасси и прочный планер позволяли взлетать на Ju 52 с относительно неподготовленных и грунтовых аэродромов.

Эта универсальность еще более повышалась за счет возможности использовать сменную ходовую часть из колес, лыж или двойных поплавков.

Вслед за Ju 52/3g3eE с 725-сильным двигателем BMW 132A-3 последовательно выпускались новые военные варианты, которые отличались префиксами “g4e” “g14e”, которые либо указывали на конкретную роль конкретной модели (транспорт, скорая помощь, разминирование и т. д.), установка новых вариантов двигателя BMW 132 (версия Hornet, построенная по лицензии) или другие конструктивные изменения.

Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 4
Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 4

К началу Второй мировой войны было построено около 1600 Ju 52, из которых около 550–600 использовались в ранних блицкригах. Они широко использовались в качестве транспортных самолётов, буксиров-планеров, а также для крупных и мелких десантных операций во время операции Weserübung (вторжение в Норвегию), Франции, Нидерландов и высадки воздушного десанта на Крите.

Вторжение в Норвегию в 1940 году имело особое значение, поскольку стало первым крупномасштабным использованием воздушного транспорта. В этой кампании Ju 52 пришлось высадить большое количество десантников, а также перебрасывать горные войска и снабжать их.

Гидросамолеты Ju 52/3 Wasser («W» для воды).

Ju-52 также нашли применение во фьордах, занимаясь доставкой войск и техники в Норвегию. Однако, как и большинство транспортных самолетов Второй мировой войны, Ju 52 был «хромой уткой» с максимальной скоростью всего 275 км/ч, поэтому не мог долго просуществовать в присутствии истребителей противника без защиты. В ходе этой кампании было потеряно около четверти всех использовавшихся Ju 52, хотя большинство из них было сбито зенитной артиллерией или уничтожено на земле.

В конце 1940 года двигатели Ju 52 были модернизированы, и на Ju 52/3mg5e был установлен более мощный звездообразный двигатель BMW 13T мощностью 830 л. BMW 132L мощностью 800 л.с. Ju 52/3mg6e был аналогичен Ju 52/3g5e, за исключением радиооборудования.

Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 5
Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 5

Одна из основных модификаций Ju 52/3mg7e имела более широкие двери кабины и другие усовершенствования в деталях, а также оснащалась автопилотом. Систему можно было сконфигурировать либо как 18-местный десантный самолёт, либо как санитарную машину с 12 носилками, что было двумя наиболее важными функциями этого самолета.

21 июня 1941 года перед операцией «Барбаросса» находилось 355 Ju 52/3ms в 9-ой воздушной группе KGr zbV (боевая эскадрилья специального назначения). В то время преобладающим типом был Ju 52/3mg5e. Это означает, что почти 63 процента из 567 транспортных самолетов, находящихся на вооружении Люфтваффе, использовались на Восточном фронте 21 июня 1941 года.

Единственная крупная концентрация транспортной авиации в это время находилась в на территории Рейха, куда 10-ый. летный корпус возвращался из Средиземного моря. Эскадрилья была обновлена после потерь во время операции «Меркурий» — немецкой воздушно-десантной высадки на Крите. Все четыре формирования были усилены и отправлены на Восточный фронт с августа по октябрь 1941 года.

Позже Ju 52 также получил броневую защиту кабины и дополнительное оборонительное вооружение. Обычно оно состояло из 13-мм пулемета MG 131 сзади и двух 7,92-мм пулеметов в боковых окнах, а иногда и 7,92-мм пулемета сзади. Благодаря увеличенной мощности двигателя Ju 52/3mg5e мог перевозить до 4530 кг топлива и груза, что всего на 510 кг меньше, чем у невооруженного Douglas C-47A Skytrain (Дакота).

Ju 52 также использовался как тральщик с обозначением Ju 52/3m(Ms): под самолетом устанавливался большой электрически заряженный металлический круг, который затем должен был пролететь очень низко над водой, чтобы привести в действие магнитные мины.

Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 6
Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 6

Производство Ju 52/3m продолжалось в Германии до июля 1944 года, а общее количество, включая гражданские модели и самолеты, построенные во Франции (361), Венгрии (26) и Испании (70), составляет около 4850 единиц.

Поскольку запланированные преемники, такие как Ju 252 и Ju 352, так и не появились, Ju 52/3m должен был продолжать неустанно выполнять свои задачи даже после Второй мировой войны. Некоторые самолёты оставалась на военной и гражданской службе в течение 43 лет(1932–1975).

Десантные операции

По сравнению с высадкой десанта на взлетно-посадочные полосы, десантно-десантные операции с воздуха можно было проводить с меньшими рисками для транспортной авиации. Однако недостатком было то, что десантники не были готовы к бою, пока не достигли земли, а также были рассредоточены на большей территории. Кроме того, грузы, которые самолет мог сбрасывать с воздуха, были значительно меньше максимальной транспортной массы.

В этих миссиях Ju 52 мог перевозить двенадцать десантников, а для развертывания полной роты из 144 человек требовалась эскадрилья из 12 самолетов.

В ходе десантной операции Юнкерсы подходили к точке десантирования цепочками по три самолета в каждой со скоростью около 250 км/ч. При приближении к зоне высадки самолеты смыкали строй на расстояние от 50 до 60 метров, пролетаяна высоте около 120 метров над землей сол скоростью 160 км/ч.

Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 7
Транспортник Рейха. Ju-52 Юнкерс. Его применение во Второй Мировой войне 7

По сигналу десантники выпрыгнули из единственной двери на левом борту самолета с разницей примерно в секунду. Парашюты открывались с помощью единственного шнура длиной 6 метров, и каждый человек падал примерно на 30 метров, прежде чем купол раскрывался. С этого момента скорость падения составила чуть менее 5 метров в секунду.

До высадки десанта на Крит единственным оружием, которое немецкий десантник имел при прыжке, были большой боевой нож и 9-мм автоматический пистолет Люгера с двумя дополнительными магазинами на 8 патронов.

Бойцы первой волны также несли с собой ручные гранаты, а некоторые также прыгали со своими MP 38 и 40.

Оставшееся оружие находилось в четырех контейнерах весом около 135 кг каждый, которые сбрасывались с самолета одновременно с десантниками. Поскольку многое зависело от того, как люди быстро доставят оружие, контейнеры были ярко раскрашены в яркие цвета и снабжены защелками для легкого и быстрого открывания.

В их числе были карабины 98К, пулеметы MG 34, гранатометы и противотанковые ружья.

Более тяжелое вооружение размещалось под фюзеляжем других Ju 52 и сбрасывалось с тремя или четырьмя прикрепленными парашютами. Таким образом доставлялись 2,8-см противотанковая пушка, 2-см Flak 38 (также с бронебойными боеприпасами) и 7,5-см легкая пехотная пушка.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.