Найти тему

Проповедь о законе и любви к Богу и ближнему (2003.11.15). Протоиерей Димитрий Смирнов

Когда Господь явился Своим ученикам по Своём Воскресении и они обедали вместе после того, как был улов рыбы на Тивериадском озере, Господь, обратившись к Петру, самому старшему из апостолов, которого потом Церковь будет величать первоверховным апостолом наравне с апостолом Павлом, проповедником, сказал: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин. 21, 15) Это вообще вопрос всегда трудный. Когда какая-нибудь глупая тётенька спрашивает у ребёночка: “А кого ты больше любишь: папу или маму?”, он обычно в тупик психологический заходит, но от этого количество глупых тётенек век от века не уменьшается, к сожалению. Потому что не знают о чём с ребёнком поговорить, а поговорить хочется, и глупости достаточно.

Тут апостола спрашивают, любит ли он больше сих. Господь спрашивал не у ребёнка, а у взрослого человека. И спрашивал трижды. Когда Он третий раз его спросил, Пётр понял, о чём вообще речь. Господь хотел, чтобы он трижды исповедовал свою любовь Ему, потому что трижды отрёкся. Господь его хотел утвердить в его апостольском служении, утвердить его в том, что он на этот период времени становится страшим. Почему так Господь попустил, вроде старший – и такое падение, отрёкся, хотя сначала вроде бы храбрые поступки совершал: отсёк ухо одному из воинов, которые пришли в Гефсиманию арестовывать Христа, не побоялся пойти во двор архиерея, хотя там были все враги Спасителя. А потом таким образом смалодушничал. Это вообще тайна, почему так бывает. Иногда падает и довольно мужественный человек, решительный, а Пётр таким и был. Можно даже вспомнить, когда была буря, и Господь приблизился по воде к лодке, Пётр сказал: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди (Мф. 14, 28-29). Пётр не побоялся, сделал несколько шагов. Потом уже побоялся и стал тонуть, но сначала именно он на такой решительный шаг сподобился. Человек он был скорый на решения, но тем не менее отрёкся, хотя и раскаялся. Его покаяние Господь принял. А почему Он вопрошал его, любит ли он больше, чем все остальные? Зачем это важно?

Потому что ему, Петру, надлежало становиться пастырем, поэтому Господь и говорит: паси агнцев Моих (Ин. 21, 15). Господь же сказал Своим ученикам: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10, 16). На этом поприще нужна помощь старшего, Господь его таким и назначает. Зачем это нужно: старший-младший, вообще всякие правила? Зачем нужны заповеди? Зачем нужны правила церковной жизни? Зачем нужны каноны? Потому что совсем не всякий человек понимает, что хорошо и что плохо, что прилично и что неприлично. Не у всякого человека есть вкус. Он что-то может такое совершить или какое-то пристрастие возыметь, что остальные люди будут только удивляться. Для этого существуют облегчающие человеку жизнь правила, которые, конечно, ограничивают свободу человека, но они же и помогают.

Например, в те времена, когда вообще этот диалог происходил, были такие правила: если женщину застигнут в прелюбодеянии, то её выводят на площадь, где каждый проходящий кидает в неё камень, пока не забьют до смерти. Представляете, нам сейчас это кажется такой жестокостью. В статистике опрашивают общественное мнение и проводят исследования, в какой стране какой процент измен взаимных. Сколько процентов мужей, сколько процентов жён. А тогда было такое жёсткое правило, данное через пророка Моисея. Спрашивается, зачем такая жестокость? А иначе нельзя было сохранить народ. Народ был дикий совершенно, необузданный, никаких правил над собой не знали. Всё равно и такие жёсткие правила нарушались, и убивали камнями. Не просто повесить, голову отрезать, быстро и хорошо, а камнями не сразу убьёшь человека, это может вообще целые сутки длиться. В этом участвуют все в назидание. Все знают, и маленькие дети, и взрослые старики, что вообще происходит здесь. Ни один из нас бы этот камень не стал бы даже кидать, потому что мы совершенно в другом государстве родились, в другом народе, среди других законов. Вот этот закон помогал, под таким страхом такого страшного наказания человек не совершал преступления. Практически каждый, по крайней мере в течение своей жизни, бывал этому свидетелем. Это висело, как дамоклов меч, и это людей удерживало, поэтому сохранялись семьи, возникли понятия о браке, возникли понятия о супружеском долге и так далее. Не сразу, конечно, прошли сотни лет, прежде чем это вошло в головы людей. Вот таким жестоким образом это вбивалось. Так и правила о старшем и младшем. Сошлись два человека, кто-то должен уступить. У каждого человека своя правда, но кто-то должен уступить, как на автомобильной дороге, либо будет затор, пробка и вообще тысячи людей замрут и опоздают. Было бы хотя бы у людей такое понятие, что он старше, а я младше. Раз я младше, то я уступлю. Или когда-то в средние века в Европе и ещё сто пятьдесят лет назад у нас в России – мужчины и женщины. Ты мужчина, значит ты должен уступить женщине. Сейчас этого, конечно, нет, все равны в собственное удовольствие, а тогда невозможно было себе представить, чтобы было иначе. Вот это правило, оно зачем? Чтобы помочь человеку, потому что подчиняться правилу гораздо легче. Если есть молитвенное правило у человека, он его ежедневно совершает. Хорошо ли, плохо ли, но он каждый вечер и каждое утро будет молиться. Если правила нет, то он молиться не будет. Вот так во всём.

Цель-то какая? Конечно, не создать много правил и этим правилам подчиняться, цель другая. Цель – научиться вообще иметь готовность всегда уступать, потому что в этом любовь-то и проявляется. Когда не хватает любви, тогда и возникают правила. Когда есть любовь, тогда нет никаких правил. Представим себе, ребёнок заплакал, кто к нему первый встаёт, мать или отец? Кто больше любит, тот и встаёт. Не ребёнка, а того, кто спит. Я первый проснулся, я встал. Но я первый проснулся, я могу локтем разбудить: “Ты вставай, твой ребёнок”. Но это же и твой, две клетки – одна твоя, другая моя, они же соединились. Ребёнок-то общий. «А почему я должен?» – «А почему я должна?» – «А я работаю, а ты дома сидишь» – «Да, я дома сижу, я убираю, я тебя кормлю, я ещё ребёнка кормлю собой. Он из меня все соки высасывает». Это что, не работа что ли? Работать дойной коровой. А если двойня, это ещё больше нагрузка на всё: на нервную систему, на психику, на весь организм. Это что, просто так? Можно устраивать каждый раз скандал, потому что когда человека будят, он раздражается. А можно установить правило – ночь ты, ночь я. Если любви не хватает, то можно установить правило, и оно будет помогать не скандалить каждый раз. Можно устраивать каждый день скандал по этому поводу, на это ещё силы тратить. И так их нет, ещё и на это тратить. А можно установить правило.

Вот таких правил очень много, люди установили их, теперь в каждой стране парламент, они всякие правила устанавливают, законы. Как отрегулировать отношения между людьми таким образом (в идеале, конечно, на практике не так сладко всё выходит), чтобы был какой-то порядок? Убрать милицию с дорог – вообще встанет сразу всё движение, будет ещё хуже. При всей критике, которая в адрес милиции раздаётся, убери её на двадцать минут – и всё, конец. Когда в Америке (не в этот раз, а в какой-то позапрошлый) на несколько часов свет отключили, были ограблены, разбиты вдребезги все магазины. Люди как-то быстро сообразили, что им за это ничего не будет, каждый понёс домой. Недавно в Ираке это ввели, как только власть исчезла, а новая власть пришла, у неё совершенно другие задачи, военные, а не полицейские, разграбили всё: все дома, все офисы, всё что можно домой растащили мгновенно.

Правила необходимы человеку, потому что у него внутри хоть и есть понимание того, что хорошо и что плохо, но, во-первых, человек очень легко поддаётся на соблазны. Другие делают, значит и мне можно и нужно. Трудно удержаться самому. Вот эти правила, как костыли, поддерживают нашу немощь. Благодаря этому мы ещё как-то можем жить, ещё не все друг друга поубивали, не все друг друга обокрали, хотя каждый человек, по крайней мере раз в жизни, некоторые и чаще, бывают обмануты, немножко ограблены и так далее. Одни стараются жить за счёт других. Это в нашей падшей природе заложено. Особенно те, у кого несколько детей, даже двое, видят, что дети всё время между собой считаются, кто первый, кто второй. “Я ещё вчера. А почему я должен?” Почему? Потому что у них не хватает друг к другу любви, поэтому они пытаются себе выгрызть какие-то льготы и привилегии. Христос пришёл на землю, чтобы научить любви. От апостолов Он ничего Себе не требует, даже когда уже после Своей крестной смерти Он являлся им, Он заботился о том, чтобы их накормить, заботился о том, чтобы они получили улов рыбы. Неужели Сын Божий сошёл с небес, для того чтобы их рыбой кормить? Ну не сегодня, так завтра поймают, опытные рыбаки, какие проблемы. Наверняка дом не совсем пустой, часть рыбы продадут, всегда какие-то запасы есть. Конечно, они были люди небогатые, рыбак не может быть богатый, только руководитель какой-нибудь флотилии, который дома сидит или на даче, а они на него работают, он может быть богатым, он с каждого чего-то имеет, а простому рыбаку это нереально. Сколько одному нужно наловить рыбы, чтобы быть богатым? Тем более, не в море, а в таком небольшом местного масштаба озере. Хотя оно именуется морем, но это условно.

Господь всё им дал, оказывал им всяческую любовь, учил их, охранял, защищал, предупреждал и умер практически на их глазах на Кресте, чтобы и они убедились в Его любви, что Он и по смерти не забывает о них, и чтобы в них вызвать ответное чувство. Любовь, как и многие чувства, вызывает и ответное чувство. Такое чувство совершенно бескорыстной любви Его к ним, они с этим никогда не сталкивались. Ни один человек на земле не мог им явить эту любовь. Господь хотел, чтобы и в них была эта любовь. Когда есть любовь, тогда никакие правила и законы не нужны, потому что любящий человек всегда будет поступать по любви. А все правила, законы, людские договоры и существуют только потому, что человек ощущает вот этот недостаток, поэтому и хочет всё зарегламентировать. Фарисеи всё отрегламентировали, но это им не дало возможность исполнить закон Божий. Почему? Пришёл Сам Христос, Сам Бог, тот Мессия, Которого они ждали, а они Его отвергли. Почему? Он не вписался в то понимание этих правил, которые они создали.

Но ведь рано или поздно, даже если мы всё будем делать по правилам, жизнь обязательно нас столкнёт с тем, что нам нужно обязательно проявить любовь к ближнему своему. Это может выражаться в чём угодно, даже не в том, чтобы для него что-то сделать, а, может быть, даже его немощь потерпеть. Вроде ничего не сделал, просто потерпел. Например, не выразил своё возмущение его поведением, хотя его поведение объективно может быть отвратительно, но, понимая, что говорить бесполезно, вызовет только ещё худшую реакцию, он взял, стерпел и промолчал. Это тоже есть оказание любви именно этому человеку. Он и так несчастен, он и так одинокий. Ни он никого не любит, ни его не любит никто, ну, может быть, один-два. Ему поэтому, этому человеку, на земле неуютно и тошно, а ещё я буду ему, бедному, со своими замечаниями тошноты добавлять. А как я вечером буду молиться тогда: «или кого опечалих, или оскорбих»? Зачем же я буду приносить скорбь какому-то человеку? Зачем добавлять нашей скорбной жизни? Даже если человек о чём-то спрашивает, не всегда нужно ему отвечать, потому что твой ответ совершенно искренний, доброжелательный может ему абсолютно не понравиться. Большинство людей о чём-то спрашивают не потому что они хотят узнать какой-то ответ, они хотят выговориться. Он выговорился и ушёл и, собственно, больше ничего. Ему от того, что ты промолчал, уже легче. Если бы ты что-то сказал, он бы обязательно начал спорить, потому что все же умные. Кому-то давать совет и глупо, и бесполезно. Каждый живёт своим умом, его отсутствием или частичным присутствием. Всё равно он это считает чем-то значительным и важным, потому что это тот ресурс, которым он располагает. Это для него дорого, и в этом, собственно, нет ничего страшного или удивительного.

Эти слова, которые Господь сказал Петру, на самом деле обращены и ко всем нам, потому что Господь в Петре обращается ко всем нам: любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15) Всегда нужно помнить о том, что Господь прежде нас возлюбил, поэтому мы тоже должны оказывать любовь нашим ближним. Причём нам бы хотелось оказывать любовь ближним тем, которые нам родные люди, хорошие, с которыми нам приятно общаться, но ведь Господь Своим крестным страданием оказал милость и любовь вообще всему падшему человечеству, и нам в том числе. Каждый про себя ведь знает, что он человек грешный. Если Христос мне, грешному, оказал любовь, то и я должен оказывать любовь такому же грешному человеку. Иной скажет: “Ну этот грешнее меня”. Может быть, с таким утверждением и можно согласиться, но если сравнить тебя и его, а потом тебя и Христа, в Котором не было греха, разница между тобой и Христом всё-таки побольше, чем между тобой и другим грешником. Естественно. Поэтому тем более должен. Если Христос это совершил, то и от нас Он этого хочет. Поэтому Он не укоряет Петра, не ругает его, а даёт ему возможность почувствовать и прощает. Господь хочет дать каждому из нас возможность почувствовать и каждому из нас даёт возможность (некоторым каждый день) проявить любовь к ближнему. Иногда в каком-то пустяке, ты кому-то мешаешь, ну сделай так, чтобы не мешать.

Опять же, для этого существуют правила этикета, что за столом не ставят на стол локти, не тянутся через стол, а просят того, кто ближе сидит к тарелке, которая тебе приглянулась, чтобы тебе её передали. Чтобы не чавкать, потому что другим может быть неприятно, как у тебя изо рта пища сыплется. Не говорить с набитым ртом. Почему обучали этому порядку раньше? Взрослый человек входит в класс, дети встают. Сейчас это осталось только при входе Владимира Владимировича Путина, и то слава Богу, хотя бы есть один человек, при входе которого все встают. Замечательно, просто замечательно, но нужно дальше, потому что это касается не только высших чиновников. Дело же не в символе, а просто старший и младший – нормально, культурно, очень даже по-христиански. Но нужно чтобы это шло дальше. Не только наслаждаться тем, что некое правило исполняется, хотя порядок есть порядок, закон есть закон. Но сам по себе закон – ничто. «Должна быть презумпция закона» – это всё безбожная ахинея. Должна быть презумпция любви, а если любви нет, то тогда вступает закон, как некий костыль, который не даёт нам возможности, опять же, повторюсь, всем друг друга поубивать и всем друг друга обокрасть.

Понятно, что такое состояние души не может удовлетворить Отца Небесного, Который послал на землю Сына Своего Единородного, чтобы нас от всей этой кошмарной жизни, которая внутри нашего сердца содержится, спасти. Можно было правило дать и всем головы рубить, кто в это правило не вписывается, тогда был бы, как говорят, железный порядок. Топор, которым голову рубить, должен быть железный. Спрашивается, кому это нужно? От этого мы что, станем добрее что ли? По закону шариата, если украл, нужно руку отрубить. Некоторые говорят, что так и надо. Надо? Ну иди, руби. Не хочешь сам рубить руки? А кто ж за тебя будет рубить? Что же в этом хорошего, когда один человек своровал у другого, а другой ему за это руку рубит? Спрашивается, этот вор, а тот – кто? А тот членовредитель. А что лучше: человека обокрасть или нанести ему тяжкие телесные повреждения? Это два преступника получается. Закон с точки зрения любви может быть и преступен, поэтому и вырастают потом на этой почве уже спустя века всякие террористы. Ему кто-то не нравится в этой стране, а он убивает в другой, причём убивает не того, кто в чём-то виноват, а абсолютно к этому делу непричастных людей. Абсолютно непричастных никоим образом. Вот как в голове это смыкается? Потому что к этому подводил закон шариата. Он, закон, делает людей жестокими.

Во времена Римской империи, когда Христос пришёл на нашу грешную землю, был закон, было Римское право. Можно сказать, величайшее изобретение человеческого ума. Ничего принципиально нового с тех пор, спустя две тысячи лет, даже несколько больше, человечество не смогло придумать. Ну и что, научило это кого-то любви? Нет. Право может регламентировать внешнюю человеческую жизнь, но Бог обращается к сердцу каждого. Любого человека можно заставить – есть сила, есть тюрьмы, есть орудия убийства, существует полиция, армия, прокуратуры, суды. Всё это существует, с помощью этого можно сдерживать зло. Господь хочет, чтобы зло ушло из нашего сердца, и это будет гораздо эффективней. Почему? Потому что если уйдёт желание воровать из сердца человека, то он не пойдёт грабить соседа несмотря ни на что, отключили свет, не отключили свет, узнают об этом или не узнают, поймают его или не поймают. Если я у него возьму, это же нарушение закона любви, ему же будет больно. Поэтому очень важно каждому христианину (с другими об этом говорить совершенно бесполезно) научиться чувствовать боль другого человека. Тебе хорошо, весело, тебе удобно, комфортно, а другому от этого больно. Значит что-то в твоём комфорте нехорошее есть, если кому-то от этого больно. Если ты развалился в метро, а через твои ноги люди перешагивают и падают, тебе-то, может, и комфортно сидеть, но если это наносит ущерб другим, то в этом нет ничего хорошего. Нужно научиться себя воспитывать так, чтобы в любой ситуации, в которой участвуют двое людей, каждый думал о другом. Причём участие это может быть даже не непосредственным, а соотнесённым во времени. Например, пришёл на пляж, выпил пива, бутылку разбил о камень, а потом, спустя два месяца, какой-то ребёнок или взрослый распорет себе ногу об это стекло. Вот один отдохнул, повеселился, лень было нагнуться, собрать в целлофановый пакет, а дома выкинуть в контейнер, и никому не было бы вреда. Он в бездумном угаре нечто совершает, а потом другому человеку от этого ущерб. Да, можно написать для людей, совершенно потерявших всякий человеческий облик, что нужно соблюдать чистоту. А то сообразить самому никак, когда едет по Тверской-Ямской, что пачку папирос выкидывать из лимузина нет никакой нужды. Ну ты оставь на сиденье, потом выйдешь из мащины, положишь в карман, домой придёшь, из кармана вытащишь, есть для этого мусоропровод. Не надо никуда идти, просто кидаешь, это само всё летит, без тебя это всё соберут. Надо же понимать, что нельзя мусорить. Всегда любовь требует хоть каких-то небольших усилий, даже пластмассовую бутылку за собой убрать, не плевать на асфальт, потому что ты не верблюд, а человек. Другим на твою мокроту смотреть может быть неприятно. Может, на ней кто-нибудь поскользнуться и прочее и прочее. Но об этом надо подумать, поэтому Господь хочет, чтобы наше сердце и наш ум находились в постоянном развитии в этом направлении. И так надо и детей учить, и воспитывать, всё время им показывать и рассказывать, что это хорошо, а это плохо, вот это красиво, а это некрасиво. Вот это правильно, а вот это хамство. Для чего? Чтобы воспитать вкус к красоте, потому что в основе этого как раз любовь. Только она созидает красоту, чистоту, тот же порядок.

Порядок без любви – это Соловецкий концентрационный лагерь, Дахау или Освенцим, в которых было больше порядка, конечно, чем в Соловках. Не было любви, хотя и был порядок, всё было по намеченному плану. Да, мы пользуемся правилами, любя их, уважая, понимая, что мы без них не можем нашу жизнь организовать. Например, без расписания богослужений. Представляете, каждый из священников, кто когда проснулся, тогда бы и пришёл, а вы бы все, приехавши, в шубах ждали. Другой бы, когда захотел горячую воду в котельной дать, тогда бы и дал. Так и певчий, когда захотел, тогда пришёл, когда хочу, тогда пою. Что было бы тогда? Был бы хаос. В этом хаосе жить невозможно, жизнь перестала бы продолжаться, это просто невозможно. Везде правила, везде. Картошку варю, сколько соли кинуть? Правило – на такую кастрюлю столько соли, на такую столько. Если сделаешь больше, её есть нельзя. И так во всём. Нужно себя обязательно обуздывать и нужно всё время себя учить любви. Нужно пользоваться каждым случаем, чтобы иметь возможность её проявить. Помоги нам в этом, Господи!

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/