Полный привод, светодиодная оптика, аудиосистема с восемью динамиками и даже подогрев задних сидений. На таких машинах теперь будут ездить стражи дорог в Саранске. На радиаторных решетках вместо эмблем производителя — стильная надпись «ДПС» серебристыми буквами. Что за чудеса? Ответ — в материале Дениса Тюркина.
МВД по РМ 10 ноября, в День сотрудника органов внутренних дел, сообщило о вручении ключей от 11 патрульных автомобилей для службы республиканскому Управлению ГИБДД. Марки и модели, а также их стоимость в сообщении ведомства не уточняются. Но по опубликованным фотографиям можно опознать конкретный автомобиль. И пусть никого не смущает большой шильдик «ДПС» на радиаторной решетке: в стране пока не появился новый автобренд. Поставщик почему-то снял все знаки производителя, оставив лишь один — на руле. Это Haval, Haval F7 — компактный китайский кроссовер, выпускаемый концерном GreatWallMotors с 2018 года (в России он производится на заводе в Туле с 2019 года).
В ГИБДД Мордовии поступили полноприводныекроссоверы с двухлитровым турбомотором мощностью 190 лошадиных сил, с семиступенчатым «мокрым» «роботом» и в комплектации «Элит» (средняя по оснащению, в линейке есть еще «Премиум» и «Теч плюс»). Официальная дилерская цена на такой автомобиль составляет 2 миллиона 899 тысяч рублей, но каждый кроссовер, по данным «С», обошелся казне в 3,5 миллиона (600 тысяч пошли на дооборудование спецприборами, необходимыми для работы инспекторов).
Например, сигнальная громкоговорящая установка (СГУ) производства новосибирской компании «Элект» стоит почти 100 тысяч рублей. Светосигнальная панель (или «люстра» в простонародье) установлена грамотно и изящно — в штатные рейлинги, а провод от нее аккуратно спрятан в рейлинг и входит в салон через пятую дверь. На патрульных «Шкодах» и «Вестах» «люстры» закреплены, словно советские багажники, за кромку дверного проема, а провода (на «Шкоде») зажимаются между дверными уплотнителями. Жаль, что у светосигнальных панелей Haval нет полезного режима (как на БМВ) боковой подсветки, когда включены только мощные белые светодиоды в торцах. Такое пригождается при работе на темных улицах.
Патрульный Haval также оснащен дополнительным аккумулятором в багажнике (как и «Шкода»), но его система питания интереснее. Над салонным зеркалом расположили кнопку отключения массы. При ее нажатии в багажнике что-то щелкает, прямо как у какого-нибудь старого КамАЗа. Мощно, надежно. По патрульным автомобилям можно заметить эволюцию компаний (и их отношение к клиенту), которые переделывают обычный транспорт под специальный. В «Шкоде» салонный свет был штатным. В «Весте» (которая ВИС-298050) уже появился по центру потолка один мощный дополнительный светильник. А у Haval их уже три! Оформлять административные материалы в ночи — легче легкого.
Не сказать, что Haval F7 — это «дорого-богато». Все-таки он относится к классу компактных кроссоверов (или SUV в западной спецификации). Ведь в Госавтоинспекции Мордовии служит техника полноценного бизнес-класса, это я о «пятерках» БМВ. Но для водителя и переднего пассажира Haval F7 — почти бизнес-класс. 6 подушек безопасности, масса электронных помощников, двухзонный климат-контроль, подогревы сидений (а также руля и лобового), мультимедиаэкран размером 12,3 дюйма… Любопытно, что есть подогревы и крайних секций заднего дивана. Иногда в долгих рейдах с инспекторами участвуют и журналисты «С», так что нам такое точно пригодится.
По данным «С», все Haval останутся в Саранске в спецбатальоне, где существовал некомплект патрульных машин. Это первая в истории ГИБДД Мордовии массовая поставка полноприводных легковых автомобилей. Не берем в расчет внедорожники УАЗ (все-таки это внедорожники) и «Мерседесы С-класса Фирматик» (их было всего две штуки, причем обе пришли подержанными из Москвы; сейчас в управлении остался один полноприводный «Мерседес» с пробегом под 500 тысяч км).
Предыдущее крупное обновление автопарка ГАИ Мордовии было осенью 2021 года, когда в управление поступили 19 седанов «Лада-Веста», или, точнее, ВИС-298050. В 2019 году началась поставка лифтбэков «Шкода-Октавия». Сейчас это — главные машины саранского спецбатальона. И самые быстрые: 7,7 с до 100 км/ч. С приходом Haval F7, у которых разгон до сотни длится 9 секунд, ситуация не изменилась.
Инспекторы настроены очень позитивно. «Мы никогда еще на таких крутых машинах не ездили!» — говорят они. И соглашаются, что за последние годы работодатель серьезно изменил свое отношение к подчиненным. Многие «старички», работающие в управлении, хорошо помнят и вазовские ржавые «Жигули», на которых приходилось патрулировать улицы, и покупку на свои деньги не только служебной формы, но и запчастей на автомобили и даже бензина. Ушли те времена.