Найти в Дзене
Точка опоры.

Бездарные и безвольные. Или немного про мотивацию в образовании и воспитании

Написала мне одна мадам (её посты в связи с неадекватностью - удалены) и высказала крайне популярную нынче у молодых дарований идею о том, что всё, в частности, образование, должно быть лёгким, весёлым интересом. А все вот эти - трудолюбие, воля, усидчивость - ничего не значат. И меркнут перед великой мотивацией. Ну и само собой, что жить можно только приятно, весело и интересно. И я даже согласен. Жить правда, можно приятно, весело и интересно... В каменном веке. Так уж оказалось, что наша психика максимально приспособлена для выживания в каменном веке. В частности, психика детская. А что это значит? Это значит: нам интересно узнавать новые места, интересно общаться друг с другом, интересно кушать и заниматься сексом. Ну и ещё меряться, чьё копьё длиннее. Это вызывает самый живой интерес у любого подростка, а если убрать секс - то и у любого ребёнка. И делая всё это, большая часть из этих прекрасных счастливых людей умрёт, зато остальные чему-то научатся и успеют нарожать достаточно д

Написала мне одна мадам (её посты в связи с неадекватностью - удалены) и высказала крайне популярную нынче у молодых дарований идею о том, что всё, в частности, образование, должно быть лёгким, весёлым интересом.

А все вот эти - трудолюбие, воля, усидчивость - ничего не значат. И меркнут перед великой мотивацией. Ну и само собой, что жить можно только приятно, весело и интересно.

И я даже согласен. Жить правда, можно приятно, весело и интересно... В каменном веке. Так уж оказалось, что наша психика максимально приспособлена для выживания в каменном веке. В частности, психика детская.

А что это значит? Это значит: нам интересно узнавать новые места, интересно общаться друг с другом, интересно кушать и заниматься сексом. Ну и ещё меряться, чьё копьё длиннее. Это вызывает самый живой интерес у любого подростка, а если убрать секс - то и у любого ребёнка.

И делая всё это, большая часть из этих прекрасных счастливых людей умрёт, зато остальные чему-то научатся и успеют нарожать достаточно детей. Собственно на этом наша мотивация, в принципе, заканчивается.

Это то, на что её даёт сама природа - поесть, выпендриться и настрогать потомков. Проблема в том, что для всего этого в те времена требовалось прилагать усилия, учиться новому, становиться сильнее и умнее. Просто для того, чтобы осуществить свои банальные биологические потребности.

Но... мы-то как-то дошли немного до другой жизни. Где за едой не нужно бегать, где для доминирования перед тобой открыт весь интернет, а целые индустрии производят для тебя интересные картинки, чтобы ты не скучал. Да и с сексом проблем не особо много, а у кого много - есть порноиндустрия.

И вот наш молодой человек с инстинктами и мотивацией каменного века рождается в веке информационном. И что же с ним случится, если предоставить его судьбу мотивации?

Ну. Его внимание, интерес и силы немедленно отберёт индустрия развлечений. Просто сразу и вы ничего не будете способны сделать. Поскольку ни один урок не может быть интереснее для примата, чем движущиеся картинки и постоянное ощущение себя победителем.

И никакие подходы, мотивации, пляски с бубном не помогут - целая индустрия работает на то, чтобы зацепить лимбическую систему ребёнка. Люди деньги получают, по 8 часов думают - как сделать так, чтобы именно данной игре уделялось больше времени.

Так что - тупик, ребята.

И получается, у нас дети фактически бегают по виртуальной саванне. Но при этом они не развивают своё тело, ловкость, выносливость, координацию. Не учатся многим полезным знаниям и умениям. Они учатся нажимать кнопки в нужном порядке.

При этом бытовое выживание не требует от них никаких усилий. Есть еда, есть одежда, есть безопасность. Множество развлечений.

Надеюсь, вы в курсе, что если до 5 лет человек не учится говорить и не общается с людьми - он больше не сможет этого делать. Просто закроется окно развития и ничего будет не вернуть.

Вы думаете такого окна нет для уровня интеллекта? Для волевых качеств? Для творческого потенциала?

Меня вот спрашивают мои дети - нафига они столько всего учат и как оно пригодится. А я им отвечаю, что пригодится не столько то, что вы узнаете, а способность думать, которую вы разовьёте. Память, воля, навыки работы с информацией. То, что физически сформируется нейронными связями.

И этот потенциал вы сможете употребить в то дело, которое вам нужно.

Но... если потенциала нет? У нас появляются бездарные, тупые и безвольные люди, которые привыкли жить на всём готовом. Которые не вполне психически вменяемы - поскольку их уровень нагрузки на мозг недостаточен для того, чтобы поддерживать полноценное сознание.

И какое же чудо сотворит с ними мотивация? Возможно, побудит идти убивать себе подобных и отнимать чужое. Это для первобытного сознания понятно. Возможно, просто будут крутиться около социального дна, убегая в виртуальный мир, где они герои и молодцы. Ну и всегда есть алкоголь, наркотики и суицид - как крайней средство борьбы с несправедливой реальностью.

Вот это моя юная оппонентка называет миром радости и интереса. Ну да. Вначале будет много радости и интереса. Потом будет понимание, что ты больше никому не нужен, ты ничего не знаешь и ничего не умеешь. И ничего не можешь, даже банально заставить себя что-то делать. Потому что нечем.

Ты привык, чтобы тебя постоянно мотивировали.

А фишка в том, что человек, особенно сейчас, категорически должен уметь делать то, что ему не хочется. Выполнять работу, на которую нет мотивации. Сосредотачиваться на том, что не интересно.

И вот тогда, в мире, переполненном ярким и притягательным шлаком, человек, правда, будет что-то знать и что-то уметь.

P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.

Мои статьи на ту же тему:

Наших детей воспитывают на убой. О том, какие именно изменения в голове формирует современная культура и образование.

Школа, как способ естественного отбора. О том, почему образование у нас такое.

За что борются фашисты. О том, в какие прекрасные идеалы легко поверит слабовольный и слабоумный человек.