Знаете, если б вся фантастика была такой – я бы о ней и писал почаще. Но, к сожалению, это плохо продаваемый жанр, поэтому меня радует, даже когда выходят всякие насквозь косячные «К звёздам» или артхаусные типа «Высшего общества». Однако «Аниара» не косячен (хоть и странен местами) и не относится к артхаусу (хоть и опять же странен местами). Однако давайте по порядку. Сначала о фабуле фильма.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ! Тем, кто хочет по-настоящему насладиться, рекомендую прочесть этот обзор после просмотра самого кино.
На Марс летит пассажирский космический лайнер «Аниара». Он настолько велик, что на нём умещаются 28 ресторанов, есть торговые центры, бассейны, игровые комнаты и даже ночной клуб. Время межпланетного полёта составляет три недели – ненамного больше, чем ехать с Владивостока до Москвы на поезде. Пассажиры расслабленно дефилируют между бутиками, веселятся и изредка заходят в МИМу – комплекс гипнотической реальности, в котором работает главная героиня, безымянная мимороб (работник МИМы). В дальнейшем просто ЭмЭр.
Вскоре после старта происходит авария – лайнер резко дёргается и меняет свой курс. Капитан корабля объявляет пассажирам, что на пути «Аниары» находился космический мусор, поэтому им пришлось сделать манёвр. Часть мусора пробила ядерный реактор, они сбросили всё топливо, чтобы не взорваться, и теперь… теперь корабль просто летит в открытом космосе. Тут же капитан успокаивает всех, говоря – мы можем совершить гравитационный манёвр возле одного из небесных тел и вернуться на прежний курс, однако путешествие затянется и займёт не три недели, а два года. Придётся потерпеть, граждане пассажиры…
Конечно же, его спич про два года оказывается байкой, рассказанной, чтобы успокоить народ.
Простите меня, однако, не объяснив эту завязку фильма, я просто не знаю, как о нём разговаривать. Впрочем, там и после вышеописанных событий происходит немало интересного.
Как и большинство фильмов с хорошим сценарием, он основан на литературном первоисточнике. Только на сей раз не на книге, а, внезапно, на одноимённой поэме. Поэму «Аниара» написал в 1956 году шведский писатель Харри Мартинсон. Он рассказывал, что мысль о поэме пришла ему в голову, когда он разглядывал в телескоп Туманность Андромеды. Красивая история.
А уже в наше время те же шведы взяли и неожиданно сняли по произведению соотечественника вот такую годноту. Здесь буквально каждый кадр преисполнен смыслом, а человеческое поведение показано без прикрас – обитатели корабля сразу разбиваются на диктатуру и оппозиционеров, оптимистов и пессимистов, прагматиков и тех, кто пытается найти смысл в создании культов. И непонятно, кто из них прав, ведь сколько ни питай надежды – бывают ситуации, когда одной надеждой сыт не будешь. Например, спортсмен и молодец капитан в момент истины с оптимизмом говорит главгероине, выполняя сложное физическое упражнение – «мы построили маленькую планету». То есть жить на «Аниаре» можно хоть целую вечность. Как выяснилось – нет. В конце у самого капитана наблюдаются суицидальные наклонности.
У меня даже в какой-то момент возникла мысль, что это прямой спор с Хайнлайном, вернее, с одним из его романов «Пасынки Вселенной» (моим любимым, кстати). Я бы с «Аниарой» тоже поспорил кое в чём, но как-то даже не хочется после финальных кадров. Такое путешествие не переживёт ни одна «маленькая планета».
А спорить не хочется по той причине, что здесь заложена явная метафора, которая мне откровенно нравится. Не зря ведь сказано про маленькую планету. Мы, человечество, тоже живём на маленькой планете; нерационально используя её ресурсы, мы движемся по тому же пути, что и пассажиры «Аниары» – пути безысходности, только чуть более долгому в масштабах Вселенной. Земля это наш космический корабль, несущийся в космосе со скоростью 360 км/с.
Вот и фильм в конечном итоге превращается в скорбную элегию, а корабль становится саркофагом, бессмысленно несущим человеческий прах к Созвездию Лиры.
Ибо пока мы не изменимся сами – выхода с Аниары нет. При нынешнем раскладе мы здесь навечно. И лишь мы сами способны наполнить смыслом отсутствие такового.
Автор: Сергей Тарасов