Здесь мы познакомились с наиболее простым способом начать что-то записывать в Cakewalk при помощи виртуальных инструментов, в частности, с ударной установкой SI Drum Kit. Сегодня познакомимся с ней подробнее и посмотрим два способа использования этого виртуального инструмента.
SI Drum Kit (студийный инструмент ударная установка) доступен бесплатно, поскольку устанавливается вместе с Cakewalk. Давайте добавим его в наш новый проект.
Проделаем следующие шаги (см. рис. ниже):
1. Нажимаем на плюсик "Добавить дорожку"
2. Выбираем вкладку "Инструмент"
3. В выпадающем меню "Инструмент" выбираем папку "Drums", а в нём - "SI Drum Kit".
Откроется окно инструмента. Основную часть его занимает изображение ударной установки.
Вы можете кликнуть мышью на любой барабан или тарелку и услышите соответствующий звук. В нижней полосе окна каждый ударный инструмент продублирован отдельной иконкой, которая тоже издаёт звук, если на неё нажать. Всё барабаны чувствительны к силе нажатия клавиш на миди-клавиатуре, и если она подключена к вашему компьютеру, вы можете уже играть с её помощью на этой ударной установке. На клавише "C" (нота "до") располагается бочка, на "D" - малый барабан, на "F#" - закрытый хэт и т.д. В процессе работы вы быстро запомните, какая клавиша какому барабану соответствует. Эта раскладка стандартна для большинства ударных синтезаторов.
Слева под логотипом Cakewalk находится выпадающий список пресетов, поставляемых вместе с программой.
Это наборы барабанов для разных установок. Как правило, все они имитируют живую акустическую ударную установку. Поперебирайте эти наборы и найдите тот, который более всего ласкает ваш слух или лучше иных продходит под стиль вашей музыки. Для того, чтобы это было делать проще, выберите подходящий стиль из списка ниже (1), перетащите какой-нибудь луп в один из прямугольных паттернов внизу (2) и нажмите кнопку Play (3). Чтобы луп не останавливался, дростигнув своего финала, нажмите на кнопку рядом (4) - Loop Pattern. Теперь луп будет воспроизводиться до тех пор, пока вы его не остановите кнопкой Stop.
Под главным окном с изображением ударной установки расположены органы управления параметрами каждого ударного инструмента - TUNE (высота тона), PAN (панорама) и VOL (громкость). Таким образом вы можете микшировать по громкости, панораме и высоте каждый барабан отдельно.
Кроме того, вы можете скоррективровать звучание всей ударной установки при помощи органов управления в столбике справа. Если смотреть снизу вверх, здесь расположен регулятор степени компрессии, уровень реверберации, уровень громкости и в самом верху - индикатор уровня.
Вся ударная установка на одном треке
Подготовьте трек с ударной установкой к записи, нажав в секции атрибутов трека кнопку "Запись" (1), затем на транспортной панели кнопку "Record" (2). Начнётся запись, сыграйте на клавиатуре партию ударных инструментов.
Если вам сложно сразу симитировать игру на всей ударной установке, вы можете записать на миди-дорожку каждый барабан отдельно. Для этого подготовьте трек для записи, как сказано выше, включите запись и наиграйте любой инстурмент, например, kick или kick и snare - это сделать несложно. Остановите запись, выровняйте по сетке, как описано тут. Вернитесь к началу (Ctrl+Home), снова включите запись и наиграйте другие ударные, например, закрытый и/или открытый хэт.
Если запись сверху "сотрёт" то, что вы наиграли прежде, проверьте настройки записи в окне настроек (вызов по кнопке P (латинская) или в меню "Правка" - "Настройки").
Здесь в разделе "Проект" выберите "Запись", затем вверху отметьте "Звук на звук" и нажмите "ОК" внизу окна. Настройки записи сохранятся, и теперь вы можете накладывать при записи звук на звук столько, сколько будет необходимо.
Если вы планируете сделать небольшой набросок музыкальной идеи, то достаочно будет записать всю ударную установку на один миди-трек. Выглядеть это будет примерно так.
Таким образом, вы можете отредактировать любой барабан на этом миди-треке при необходимости, а в окне синтезатора - ещё и поправить для каждого отдельного звука громкость, панораму, высоту.
Каждый барабан на отдельном треке
Однако, если вам этого покажется мало, либо вы планируете в дальнейшем создавать полноценную фонограмму с раздельной обработкой каждого барабана различными аудио-эффектами (реверберация, хорус/флэнджер/файзер, ширина, сатурация и т.п.), то поступаем так. При добавлении "SI Drum Kit" в проект выберите вкладку "Аудио" (2) и нажмите "Создать" (3).
Появится аудио-трек. В его атрибутах слева нажмите "+" в поле FX (1). Из появившегося меню выберите "Добавить программный синтезатор" (2) и далее уже известный вам путь (3) "Drums" - "SI Drum Kit". Откроется знакомое окно ударной установки. Можно сразу его закрыть. Оно свернётся в списке FX.
Теперь ниже давайте добавим столько миди-треков, сколько барабанов вы хотите использовать в своей партии ударных. Например, я хочу сделать отдельные дорожки для бочки, отдельно для рабочего, отдельно для томов и отдельно для меди (hats, crash). Таким образом, нам потребуется четыре миди-трека.
Проделываем последовательно как показано на картинке ниже.
1. Плюсик "Добавить дорожку"
2. Вкладка "Инструмент"
3. В выпадающем спике "Инструмент" выбираем самый нижний пункт "Только MIDI" (поскольку инсрумент у нас уже есть на аудио-треке выше).
4. В окошке внизу слева вместо 1 ставим 4, так как мы решили, что нам надо 4 отдельных midi-трека.
5. Жмём кнопку "Создать".
Результатом будет появление четырёх новых midi-треков.
Поскольку при такой последовательности действий у нас есть ТОЛЬКО ОДИН виртуальный инструмент (наша ударная установка на аудио-треке), то выходы всех созданных midi-треков автоматически подключаются к этому виртуальному инструменту.
Но! Если бы у нас в проекте был ещё какой-то виртуальный инструмент, то в выпадающем списке (который появится при нажатии на поле в прямоугольнике на рис. выше) необходимо было бы выбрать тот, звуком которого будет играть наш midi-трек (в данном случае SI Drum Kit).
Теперь дадим название каждому midi-треку, чтобы понимать, партия какого барабана будет на каждом из них содержаться. Двойной клик мыши на поле названия позволит ввести новое.
Также для наглядности вы можете раскрасить треки в разные цвета. Для этого сделайте один клик на столбике слева от атрибутов трека. Появится палитра для выбора цвета.
Ну и для завершения вопроса наглядности, давайте каждому треку присвоим иконку его инструмента. Для этого сделайте клик правой кнопкой мыши на значок типа трека (в нашем случае это изображение разъёма midi). Выберите пункт "Загрузить значок дорожки".
Окроется проводник, где надо будет в папке "Track Icons" выбрать подходящий значок.
Заходим в папку "Drums" и выбираем желаемый значок.
Повторяем для каждого трека. И вот результат.
Необязательно это делать сразу, когда вы обуреваемы музыкальными идеями и жаждете поскорее зафиксировать задумку. Но как только в творческом процессе наступит пауза, привести проект в порядок с помощью поименования и раскрашивания треков будет очень полезно. Особенно это поможет вам, когда треков в проекте будет много и ориентироваться в них станет сложно.
Теперь, когда мы создали и "нарядили" наши треки для записи барабанов, можно поочерёдно приступать к самому процессу записи. Подготовливаем трек "KICK" для записи, жмём Reocord (или кнопку R на клавиатуре) и начинаем настукивать партию бочки. Останавливаем, выравниваем по сетке, отключаем готовность к записи, перходим к следующему треку и повторяем те же действия для другого барабана.
Позже, когда midi-партии всех инструментов будут прописаны, мы конвертируем midi-треки в аудио, каждый барабан будет на отдельном аудио-треке и работать с ними можно будет куда более гибко.
На сегодня всё, красивых вам миксов!
P.S. Видео с демонстрацией вышеописанного :)