Пророк Мухаммад выделял среди всех народов, которые он обращал в ислам, «людей Писания» — христиан и иудеев. Мухаммад объявил себя «последним пророком» Единого Бога, которому дарована миссия исправить все недочеты иудейской и христианской веры и принести людям «истинное откровение».
Ислам становился как бы продолжением и логичным завершением иудаизма и христианства, родственным им учением. Поэтому и к «людям Писания» у мусульман было особое отношение — в отличие от язычников, которым предлагался выбор «ислам или смерть», «людям Писания» предлагалось либо принять ислам, либо умереть, либо платить особый кабальный налог — джизью — за право остаться в своей вере.
Население покоренной мусульманами Персии (современный Иран, в древности - Парфянское царство) формально считалось языческим - официальной религией персов была религия, которую они сами называли «благая вера» (бáхви дéна) и которую современные ученые стали именовать «зороастризмом», — но мусульмане относились к бехдинам («благоверные», самоназвание последователей зороастризма) как к «людям Писания».
Более того, пророк Мухаммед даже даровал бехдинам освобождение от джизьи! Почему? Ответ простой. Мусульмане чувствовали себя в долгу перед бехдинами, поскольку многое заимствовали из их учения и обрядности. И не только они.
Благая вера — царица Востока
Создавая свою религию, объявивший себя пророком Мухаммед ибн Абдулла из рода Хашима в Мекке вбирал в нее все проверенные временем установки, ритуалы и правила, которые бытовали у соседей арабов, изживших примитивное язычество много столетий назад. Это был тактически верный ход - все, что сработало у других народов и доказало силу своего воздействия на людей, должно сработать и у арабов.
В те времена соседями арабов были персы (бехдины), византийцы (христиане), евреи (иудеи). Причем «благая вера» бехдинов-зороастрийцев была самой древней из этих религий и в силу политического господства Персидской империи на тогдашнем Востоке была главной религией Единого Бога, на которую смотрели все соседствовавшие с Персией народы. И все эти народы заимствовали у бехдинов самые удачные доктрины их веры.
Иудеи
Благая вера (зороастризм) появилась, согласно научным данным, несколько позже иудаизма, но иудаизм являлся национальной религией одного маленького народа, в то время как благая вера царила на всем Востоке. Пророк Заратустра был родом из Персии, также как и еврейский патриарх Авраам, который привел свою семью из Персии в Палестину.
Заратустра был современником еврейского пророка Моисея. Вполне естественно, что обе эти религии заимствовали друг у друга свои доктрины и законы.
Так, сама идея общения Бога с людьми через пророков была заимствована иудеями у зороастрийцев. Вся Тора состоит из книг пророков, их устами иудейский Бог общается с избранным народом. У язычников такого не было. Моисей, потомок первого еврея Авраама, дал закон своему народу, подобно тому, как Заратустра дал закон персам:
«Шма, Исраэль, Адонай Элохейну Адонай эхад! (Слушай, Израиль, наш Бог есть Единый Бог)»
Многие краеугольные камни иудаизма напрямую взяты из зороастризма. Это и приход Мессии, и Страшный суд, карающий грешников, и устройство загробной жизни в виде рая и ада - все это заимствовано из «благой веры».
Бог Яхве иудеев окружен ангелами так же как Бог зороастрийцев Ахура Мазда. У ангелов есть иерархия: наиболее приближены к Богу амеша-спенты (иудейские архангелы), чуть дальше отстоят язаты (простые ангелы). У каждого человека есть фраваш - особый ангел-хранитель. Ну и, конечно, есть Ангел зла (иудейский Сатана), Ангра Майнья, который начал свои злые дела с того, что искусил в раю первых людей Машью (Адама) и Машьяну (Еву), и продолжает творить на земле зло. С ним сразится Мессия (у бехдинов - Саошьянт), который победит Ангела зла и установит на земле тысячелетнее царство добра.
Христиане
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Кто эти волхвы, о которых говорит евангелист Матфей? Это были зороастрийские священники, бехдины. По их учению, в мир должен был придти Саошьянт (Мессия) по имени Астават Эрэта (Иисус Христос). И вот, увидев знамение Его прихода, они отправились из Персии в Вифлеем, дабы поклониться Ему.
Это одна из прямых параллелей между христианством и зороастризмом. Все, что связано с рождением Иисуса и его мессианством взято христианами из учения Заратустры. Бог Митра некоторых разновидностей зороастризма родился от девы и Бога Ахуры Мазды. Это, как считают ученые, уже прямой прототип Иисуса Христа.
Крещение водой, Бог Святой Дух и Бог Отец - это заимствованиия христиан из благой веры Древней Персии.
Ислам
Ислам, как и прочие аврамические религии, впитал в себя догматические заимствования из зороастризма. Но помимо этого арабы переняли у завоеванных ими соседей персов много обрядовых особенностей самого культа.
Так, например, в самых авторитетных книгах мусульманского Предания (сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима) есть рассказ о Мирадже - ночном вознесении пророка Мухаммеда на небо и его беседе с Аллахом, во время которой Аллах повелел Мухаммеду соблюдать 50 намазов в день. Когда Мухаммед рассказал об этом встреченному им на небе пророку Моисею, тот предложил Мухаммеду вернуться к Аллаху и просить уменьшить количество намазов, поскольку это трудно, «мои евреи с этим не справились», говорит Моисей. Мухаммед возвращается к Аллаху и Тот милостиво соглашается уменьшить количество намазов до пяти.
Эта история является точной калькой аналогичной зороастрийской истории, а количество намазов взято из зороастризма, где их тоже пять.
Так же обстоит дело с Каабой, форма и назначение которой заимствованы у зороастрийцев (взять хотя бы дошедший до нас Кааб Заратуштра (Куб Заратустры) в провинции Фарс на юго-западе Ирана), и с народным праздником Навруз, который не имеет никакого отношения к исламу, зато имеет прямые зороастрийские корни. И с некоторыми другими обрядовыми обычаями.
В наше время зороастризм перестал быть массовой религией, будучи поставлен на грань исчезновения своими конкурентами исламом, христианством и иудаизмом. Но вклад самого зороастризма в развитие этих конкурентов несомненно очень высок.