Когда я согласилась ехать на экскурсию, в Брянске была осень!
Но за ночь пришла зима, и в суббота встретила меня лёгким морзцем и снегом. Дети такому повороту очень обрадовались, и когда я приехала кшкоое, они уже под присмотром родителей весело играли в снежки.
Я зашла в школу, записала ребят в журнал инструктажей, потом забрала их в холл, прочитала короткий инструктаж, за который они расписались, и пошли мы садиться в автобус.
-Двухэтажный! - Восхитился Женя, который отправился в поездку с сестрой-шестиклассницей.
Собственно на этом экскурсию для Жени можно было заканчивать. Он уже был невероятно доволен.
С нами ехали несколько первоклассников с родителями, группа из второго класса, большая группа из трех третьих и человек восемь из шестого класса. Всего тридцать шесть детей и четырнадцать взрослых.
Женя самодовольно сел отдельно от сестры, ещё и рюкзак кинул на соседнее сиденье, чтобы ехать одному.
Бедняга не знал, что свободных мест в автобусе не планируется. Впрочем, дети действительно с ним не сели. Я же, пока проверила, чтобы все мои ребята пристегнулись, осталась последней, кто еще не занял свое место. И единственное свободное оказалось рядом с Женей.
Как он возмущался! Он хотел один ехать! Но, не судьба.
В общем, молодой человек дулся на судьбу, пока мы не выехали из Брянска.
Мы выехали, а там:
-Что это зелёное растёт?! - Изумился Женя. - Какой... (неумный человек) посадил?! Оно же все замёрзнет!
Я рассказала про озимые. Про то, как ростки не мёрзнут под снегом (кстати, пора уж снегу улечься, а то правда все вымёрзнет).
-Да?! - Изумился Женя. - Прикольно!
То есть, когда мы читали про озимые - оно не прикольно было. Увидел в окно автобуса - вот оно!
Спустя час мы прибыли в Овстуг. По пути купили батоны, чтобы уток и лебедей кормить.
Наконец Усадьба!
Мы с ребятами вышли из автобуса, нас проводили на территорию усадьбы, и сказали подождать, пока из музея выйдет предыдущая группа. Дети обрадовались этому предложению и мгновенно принялись лепить снеговиков и играть в снежки. Одновременно.
К счастью прождали мы недолго, поэтому в музей дети пришли не очень промокшие.
И там нас встретила настоящий профессионал своего дела, экскурсовод Светлана Эдуардовна, за которой дети, ходили из зала в зал, как завороженные.
Мы с детьми посмотрели, как выглядит паркет (ибо фраза стихотворения Пушкина "нарядней модного паркета" у них вызвала недоумение) , полюбовались на рояль.
Светлана Эдуардовна рассказала о детстве поэта, о его студенческих годах, и о творчестве. Вместе с детьми почитала стихотворения Фёдора Ивановича, показала кабинет, в котором он написал стихотворение " Чародейкой зимою".
Наконец, экскурсия по дому Тютчева была окончена, детей выпустили на улицу, и мы погуляли по Усадьбе. Ну, в смысле погуляли?
Поиграли в снежки и понастроили снеговиков. Догуляли до прудика.
И выдали детям батоны, чтобы те покормили уток - однако, как выяснилось, дети уже оголодали - поэтому уткам досталось не больше половины!
Ну и самая главная засада этого кормления оказалась в том, что дети не хотели кормить уток безвозмездно! Они хотели покормить уток за возможность их погладить, а утки не хотели, чтобы их гладили! Поэтому дети двинулись к краю берега, приманивая уток и рискуя свалиться в воду, утки хитро смотрели на детей, прикидывая, как бы ухватить хлебушек, но не погладиться при этом, а взрослые оттаскивали детей от края берега. Весело было!
За этим весельем мы и не заметили, что пора уезжать!
Детям поездка понравилась, назад ехали распевали песни, развлекая водителя.