Найти тему
Реплика от скептика

По, Э.А. Страшные рассказы. – М.: Рипол классик, 2023

Фотография автора
Фотография автора

В этот небольшой сборничек вошли 8 рассказов Эдгара По и статья Шарля Бодлера «Эдгар По, его жизнь и произведения».

Бодлер был на 12 лет младше По (Эдгар Аллан родился в 1809 году, по другим данным, в 1811, а Бодлер – в 1821). Бодлер открыл для себя По, прочитав в 1847 году, когда По ещё был жив, его рассказ «Чёрный кот», который тоже вошёл в этот сборник. Бодлер был так впечатлён талантом По, что начал собирать материалы о его жизни, и уже после смерти своего кумира пишет две статьи – «Эдгар Аллан По, его жизнь и творения» и «Эдгар По, его жизнь и произведения». В этих статьях Бодлер даёт таланту Эдгара По очень высокую оценку, можно сказать, превозносит его до небес. Пишет он и о биографии своего кумира, о его трудном детстве, о его превосходном образовании (хотя из университета По отчислили, так что законченного образования у него нет), о его болезненном пристрастии к алкоголю.
Что касается биографии Эдгара По, то тут у литературоведов имеется немалый пробел, касающийся его скоропостижной смерти, и эта тайна породила немало домыслов, романов и мифов. Об одном таком романе, якобы биографическом, я писала здесь.

Сами страшные рассказы Эдгара По достаточно широко известны, но я, споткнувшись раз на том самом упомянутом рассказе «Чёрный кот», никак не могу переступить через себя, получив отвращение к извращённости По. В его страшных рассказах герои больны психически, они не помнят, что творят, как в рассказе «Береника», они жестоки до отвращения, как в том же «Чёрном коте», они убивают своих близких совершенно немотивированно, как в рассказе «Сердце-изобличитель», они имеют явные черты вырождения, как герой «Падения дома Эшер» (в этом сборнике именно так, а не «Эшеров» или «Ашеров», как в других переводах), они страдают приступами летаргии и их хоронят заживо, как в «Беренике» и в том же «Доме Эшеров», они находятся в опиумном бреду и с трудом отличают реальность от галлюцинаций, как в рассказах «Овальный портрет» и «Лигейя».
Женские образы Эдгара По красивы, утончённы и таинственны, но совершенно нежизнеспособны. Они умирают молодыми и прекрасными, но потом возрождаются в других телах, как в рассказах «Морелла» и «Лигейя».

В единственном рассказе - «Остров феи» - нет ничего страшного, как, впрочем, нет и сюжета. Это скорее поэтическое эссе, попавшее в этот сборник как будто по ошибке.

Фотография автора
Фотография автора

Охотно верю, что есть почитатели прозы Эдгара По (о поэзии его не говорю, это совсем другая тема), но я лично не поклонница его мрачного таланта.

Написав это, я задумалась, а почему же так? Ведь мне нравятся романы, где присутствуют гораздо более страшные и мерзкие деяния маньяков, тот же Гранже, или Омер, или Тилье. Почему же именно По так неприятен мне для прочтения? И я поняла одну вещь. Мне так трудно читать рассказы Эдгара По потому, что пишет он от первого лица. То есть, одно дело, когда нам описывают деяния какого-нибудь маньяка, и совсем другое дело, когда такой сумасшедший сам пишет о себе, причём совершенно отстранённо. Ну убил и убил, так что же, она сама виновата, сильно меня раздражала. И такими простыми словами от первого лица автор как бы и нас пытается погрузить в пучину своего безумия.
Был ли сам По безумен или нет – вопрос спорный. Кажется мне, что был он по крайней мере склонен к безумию, как и Лавкрафт.

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться н мой канал!