Найти тему
Истории Татьяны🌻

Итальянский след в Алуште

Рассказы путешественницы

Фото автора. Сегодня о храме
Фото автора. Сегодня о храме

Действующий приходской храм всех Крымских Святых и Феодора Стратилата отличается нехарактерным для православных церквей Крыма внешним видом и великолепным внутренним оформлением. 

Фото автора. Летящий фасад, стремящийся в высь.
Фото автора. Летящий фасад, стремящийся в высь.

Проект церкви был выполнен русским архитектором итальянского происхождения Георгием Ивановичем Торричелли, реализовавшим до этого схожий по архитектурному стилю ялтинский собор Святителя Иоанна Златоуста. Работу после проведенного в 1833 году конкурса утверждал сам император Николай I.

Фото автора
Фото автора

Закладной камень в основание церкви торжественно заложили 1 октября 1837 года. Спустя пять лет, после долгих согласований со священнослужителями и прихожанами, храм во имя великомученика Феодора Стратилата был освящен 30 ноября 1842 года. Во внимание приняли, что святой почитается как покровитель христианского воинства, и то, что в его честь были названы крымские церкви XV века, находившиеся в крепости Фуна и пещерном монастыре Челтер Коба средневекового православного княжества Феодоро.

Фото автора.
Фото автора.

Договор о подряде на строительство заключили с керченским купцом Карлом Томазини, который для выполнения работ нанял бригаду под руководством зодчего Я. Колодина. Вся сумма в размере 44,7 тыс. руб. была выделена из казны. За церковную утварь и специально написанные иконы дополнительно заплатили 3,3 тыс. руб. Иконостас по чертежам Торричелли изготавливался на деньги Пантелеймона Бочарова. Огромную финансовую поддержку церкви Феодора Стратилата в Алуште впоследствии оказывал золотопромышленник и купец, коллекционер, меценат и просто племянник пейзажиста И. Шишкина — Николай Дмитриевич Стахеев.

Фото автора. Алтарь по чертежам Торричелли.
Фото автора. Алтарь по чертежам Торричелли.

В 1841 году по периметру церковного двора установили металлический решетчатый забор на каменном основании. Проект ограды разрабатывал архитектор С. Дево. В 1909-м была возведена часовня, освященная во имя раннехристианских святых, почитаемых в лике мучеников, — Инны, Пинны и Риммы. В советское время ее снесли и заново отстроили в 1989 году.

Фото автора
Фото автора

Выбор неоготического стиля для алуштинской православной церкви приписывают заказчику строительства, генерал-губернатору новороссийскому и бессарабскому, графу Михаилу Семеновичу Воронцову. В свое время он славился пристрастием к английскому кантри. В итоге получилась русская псевдоготика с характерными для Запада архитектурными элементами — стрельчатыми проемами, разноцветными витражами, островерхими фронтонами приделов, четырехугольной формой колокольни (теперь она выше прежней), пирамидальными кровлями-шатрами.

Фото автора. Необычно выглядят емкости для святой воды.
Фото автора. Необычно выглядят емкости для святой воды.

Фото автора. Витражи дверей.
Фото автора. Витражи дверей.

Мы пришли во время службы и причастия.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора
Фото автора

Фото автора.
Фото автора.

Красивый храм и душевная атмосфера.

Фото автора
Фото автора

Любуемся и радостно, что восстановили и возродили эту красоту.

Крым
652,3 тыс интересуются