Нет, корпорации зла мне ничего не платят, какой-то неприязни к бедным протагонистам я не испытываю, и даже садистских наклонностей у меня нет. Просто это очень мощный повествовательный прием, который при правильном использовании может сделать из среднего продукта шедевр мирового искусства.
Посудите сами, вот есть у нас Человек-паук. Он прыгает по крышам, бьет бандитам морды и ухлёстывает за двумя тянками (Питер, Питер, как не стыдно!) — старый добрый дружелюбный сосед, который… очень скучный. Это описание подойдет буквально любому супергерою, в нем нет никакой уникальности, литерали «ГОСТ 3228 — ПЕРСОНАЖ СУПЕРГЕРОЙСКИХ КОМИКСОВ». Но мы-то знаем, что Паук классный — так где собака зарыта? А классный он потому, что в свое время проиграл. И проиграл по-крупному.
Речь, конечно же, о смерти дяди Бена. Это событие стало главным мотиватором для персонажа, создало его этический кодекс, дало цель на всю оставшуюся жизнь, выжгло в душе ту самую фразу про ответственность. А все из-за однажды очень опрометчиво принятого решения. Проигрыш для Питера стал перерождением из очередного парня в трико в знакомого и любимого миллионами Человека-паука.
Ну, как, солидно? А всего-то стоило кокнуть старого деда-пердеда. Почему тогда Паук такой один? Неужели никакой сценарист не додумался слизать этот ход?
Конечно, додумались. И, конечно, слизали. И не раз. Вы наверняка видели какое-нибудь аниме, фильм или залипали в игру, где родителей/друзей/любовь главного героя убивают, и он идет МсТиТь. Будем честны, 90% таких ребят десантируются из памяти, как только начинаются титры, хотя вроде бы пердед лежит в канаве. Для пущей напряженности герой даже может произнести пафосную речь над этой канавой — а все равно не работает.
Вот наглядный пример: есть такая игрушка Infamous: Second Son. Сюжет начинается с того, что семью главного героя, Дэлсина Роу, пытают и «отравляют», обрекая на медленную смерть. Казалось бы, вот оно — то самое поражение. Как это влияет на главного героя? Примерно никак — он идет искать лекарство, ничуть не изменившись. Позже в одной из сцен — спойлер к игре десятилетней давности — гибнет брат протагониста. Бренчит грустная музыка, камера берет драматичные углы, Дэлсин переживает, а в следующей сцене забивает болт на почившего родственника и продолжает свой поход.
Дело в идеологии персонажа. Питер, пусть и опосредованно, но сам стал причиной смерти своего дяди. Он уступил дорогу преступнику, руководствуясь идеалами, которые на тот момент считал правильными. И его проигрыш наглядно показал, в чем он ошибался, почему должен измениться, и как не допустить такого вновь.
А что наш абстрактный горе-сирота? Он просто сирота. У него просто убили родителей. И он просто идет МсТиТь. Трансформация? Переосмысление? Развитие? Закончились на прошлой неделе, попробуйте зайти потом. Поэтому Питер — один, а сирота — один из многих.
Конечно, Челопук не уникален. Лично мой любимый «лузер» — это Вэш из «Тригана». Вэша ломают морально, заставляют нарушить единственное и святое для него правило. Персонажа, вся суть которого заключалась в безусловной вере в ценность человеческой жизни, делают убийцей.
Эпизод с этим судьбоносным решением делит сериал на до и после. Я не помню ни одной настолько резкой смены тона повествования. Если в начале «Триган» походил на легкое комедийное шоу, которое можно запросто смотреть с ребенком, то после оно превращается в мрачную драму. Все на экране от самого действия до цветокора показывает, насколько тяжело Вэш переживает случившееся.
Это такой же эпизод переосмысления и взросления персонажа, как и эпизод смерти дяди Бена. Вэш перешагивает через боль и изменяется. Он отбрасывает свой детский инфантилизм, перестает бегать от проблем — он принимает себя и впервые за долгое время делает осмысленный шаг.
Не будь в сериале поражения Вэша, и он стал бы для меня обычным аниме, вероятно, чуть ниже среднего. Но один этот сюжетный ход возвел его в ранг любимчиков.
В общем, когда герои проигрывают и проигрывают по-настоящему, а не как в каком-нибудь сёнене, произнося извечное «я обязательно стану сильнее» — это хорошо. Естественно, не всем персонажам это подходит и пользоваться таким приемом надо с умом. Но порой сценаристы так бояться поднять ставки, что Мерисьюха Мерисьюхой погоняет. А ведь силен не тот, кто не падал, а тот, кто поднялся. Ауф.
Автор: Петров Алексей