Десятый «Б» в этот весенний день слегка шумел, дожидаясь, когда в класс придёт Анатолий Симонович. Все знали, что Анатолий Симонович работал судьёй в суде их района и сам договорился с директором школы, что он будет совершенно бесплатно вести по воскресеньям факультативные занятия по юриспруденции. Сначала на первые занятия пришло только двое десятиклассников, но уже через три недели класс, который открывали для занятий, был совершенно полон... Все были буквально удивлены тем, как просто и увлекательно рассказывает Анатолий Симонович о праве.
Сейчас в классе вместе со школьниками сидели уже двое учительниц — Анастасия Александровна и Лидия Васильевна.
В окнах играла весна, по потолку, стенам и партам скользили зайчики и через полуоткрытые фрамуги тянуло нежной свежей влагой.
Дверь открылась. В класс вошёл Анатолий Симонович. Все встали.
— Садитесь, — сказал Анатолий Симонович, — сегодня мы устроим... суд. Мне уже говорили, что для того, чтобы быть юристами надо что-то особенное, какие-то особые, почти тайные знания, что судить могут только особо обученные люди... Сегодня все вы будете присяжными. И да, вполне даже возможно, что такое может случиться с каждым из вас, кем бы вы ни работали и на кого бы вы ни выучились. «Все вы»... означает именно «все вы», кроме меня, — Анатолий Симонович внимательно посмотрел на Лидию Васильевну. — Я доложу Вам один эпизод из совершенно реального дела, а затем вы будете совещаться и вынесите решение. Разница с обычными присяжными только одна: вы обязаны аргументировать своё решение. Приготовились? Тогда слушайте.
В Калифорнии жили Орентал Джеймс Симпсон и Николь Браун-Симпсон. В 1985 году они поженились, а в 1992 году — развелись.
12 июня 1994 года в бывшем доме Симпсонов, где теперь жила Николь со своим новым супругом, произошло убийство: оба они были заколоты профессиональным ножом немецкого производства. Доказано, что этот нож Орентал Джеймс Симпсон купил за три недели до трагедии.
13 июня в 12:10 соседка Николь, привлечённая непрекращающимся лаем собаки, подошла к дому и обнаружила тела убитых. Зафиксировано, что собака особо интенсивно лаяла примерно в 11 часов вечера накануне.
На допросе Орентал Джеймс Симпсон утверждал, что в момент убийства (с 22:00 до 23:00 12 июня) он был якобы более, чем в трёх километрах от места преступления. 13 июня на дорожке, которая вела к месту преступления, были обнаружены пятна крови, группа которых соответствовала группе крови Орентала Джеймс Симпсона, а в саду его дома с такой кровью была найдена окровавленная перчатка на правую руку, левая же была найдена до этого на месте преступления.
Выяснилось из показаний свидетелей и записей в полиции, — с ними Орентал Джеймс Симпсон никак не спорил, — что он довольно часто бил Николь Браун-Симпсон, когда они были супругами. Вот что по этому поводу заявил адвокат Орентала Джеймса Симпсона профессор Гарвардского университета Алан Дершовиц:
— Если Симпсон избивал свою жену, то он с высокой степенью вероятности — не убийца. Обратите внимание на официальную статистику: из четырёх миллионов случаев жестокого обращения с супругами в США убийствами заканчивается не более полутора тысяч случаев. То есть при побоях и избиениях будет убита одна женщина из двух с половиной тысяч: 1500 : 4000000 ≈ 1/2667, то есть вероятность того, что избиваемая женщина будет убита равна 1500 : 4000000 = 0,000375. Это равномерно касается любых женщин и мужчин, даже если речь идёт о чернокожем обвиняемом и убитой белой женщине.
Тут, заметим, адвокат Дершовиц произнёс фразу, которую я как-то уже слышал однажды в разговоре двух человек (тут почему-то Анатолий Симонович посмотрел на Анастасию Александровну, отчего та буквально застыла): «Статистика не обманывает!» Адвокат настаивал, что чисто расчётно получается, что то обстоятельство, что обвиняемый виновен в убийстве, поразительно мало — его вероятность составляет 0,0375%.
Да, в деле есть и другие аргументы как со стороны обвинения, так и со стороны защиты. Может быть кто-то из вас даже знает, как решили дело присяжные. Замечу, что за это преступление в Калифорнии обвиняемому угрожает смертная казнь. Но тут и сейчас вопросы поставлю я, а решать будете вы, тем более, что среди вас есть вполне даже эксперты по математике, верно, Анастасия Александровна? Вы готовы?
Тогда вот вопросы:
- верен ли расчёт адвоката Алана Дершовица?
- вероятностью чего является вероятность, которую посчитал Алан Дершовиц?
- следует ли из его расчётов уничтожающе низкая вероятность того, что обвиняемый виновен?