1 О названии.
То, про что я хочу рассказать, произошло на Ангаре в далёком 1986 году. А почему бы и не рассказать? Может я это просто придумал?
2 Студент на каникулах.
Случилась эта история в конце августа далёкого 1986 года. «Опытнейший» студент II курса лечебного факультета Красноярского государственного медицинского института прибыл на осенние каникулы домой. «Опытнейший» - это потому что без троек сдал обе сессии второго курса (да скажем правду: сдал и без четвёрок), прошёл стройотряд, из которого с нормальным количеством трудовой «копеечки» в кармане вернулся домой (фотография № 1).
За два неполных месяца получилось 214 или 216 рублей. По стройотрядовским деньгам это было скромно, по тогдашней жизни это была хорошая зарплата, а по сельской жизни – это была отличная зарплата.
Дома меня ждали все 33 удовольствия: удовольствие № 1 – наилюбимейший мотоцикл «Минск» в исправном состоянии, удовольствие № 2 – река Ангара в виде Мотыгинской и прочих межостровных проток и проточек; удовольствие № 3 – лодка в отличном состоянии + навесной лодочный мотор «Ветерок-8» + старенькие трёхстенные сети; удовольствие № 4 – курковая двустволка 16 калибра с набором папковых патронов без ограничения; удовольствие № 5 – лес вокруг посёлка, в котором можно было добыть рябчиков; удовольствие № 6 – Александровские поля, недавно убранные на силос, которые обеспечивали утренний и вечерний прикорм рябчикам, косачам и глухарям; удовольствие № 7 – моя любимая собачка Моряк и т.д. А какие были прекрасные комбинации удовольствий, например, «1+2+3»: на мотоцикле катишься на реку, мотоцикл закатываешь в будку, забираешь моторно-бензиново-весельную амуницию и на лодке под навесным мотором проверяешь сети; «1+6+7»: по очень раннему утру берёшь собачку Моряка, садишь его в рюкзак, рюкзак одеваешь не за спину, а на грудь, через плечо одеваешь ружьё, садишься на «Минск» и на Александровские поля. Уже выйдя на улицу, как всегда вспоминаешь, что не взял рукавицы, но возвращаться – плохая примета. Вот и едешь по утру без рукавиц. Пока доедешь, то пальцы рук плохо сгибаются – вот и греешь руки на цилиндре минут пять и слушаешь, кто откуда и чем чирикает …
В общем, каникулы были отличными.
3 Однажды.
В день приезда всегда готовил сети, грузила, бензин, лодку. Это и был лучший отдых. Назавтра ставил сети. Навыки были – сети ставил в одного. Вот пару сетушек с пробегом в 20 лет я и поставил напротив и чуть выше Бельской пристани в проточке у острова Савин-Бельский.
Описываемое дело было после копки картошки. Вода была уже холодная и проверять сети можно было один раз в два-три дня (фотография № 2).
Тот денёк, когда случилась рассказываемая история, был просто отличным: солнечный день, ветра нет, на реке тишь и гладь, дело к обеду – на реке уже тепло. Поймал «кошкой» первую сеть с нижнего конца, встал носом по течению, бортом к сети и острову: улов есть, не торопясь, одну за одной извлекаю рыбёшки.
Мне всегда нравился улов на сети с частиком 40-45 см. В основном, сорожки, окуньки – пореже. Все весом в районе около 150-250 грамм. При очередном переборе по сети чувствую, что в сети что-то есть. Тяжелое, но сетью подымается и в сети не играет. Потихоньку перебирая приближался к источнику тяжести. Ожидал увидеть, что будет нечто коряги, но то, что увидел, увидеть никак не ожидал. Я-то одной рукой сеть приподнял над водой, а туловищем и пригнулся к борту лодки, чтобы второй рукой зацепить сразу корягу, а там не коряга – там в сети был водяной (!): в тёмной воде голова черная, два белесоватых глаза и бородка белая колышется. Почти так, как нарисовано в мультфильме «Летучий корабль» (фотография № 3).
Мультик этот любили показывать и почти все любили его смотреть: дети, взрослые, старики. До сих пор помню, что первое, что отметилось тогда и сохранилось в башке до сих пор: «А ведь тот, кто рисовал, тот видел этого настоящего водяного!». Форма и голова совпали идеально. Очень точно совпали белесоватые глаза. Зрачков не было. Про волосы я не помню, а вот белесовато-жидковатая – что называется, под «козлиную» – бородка была!
Сказать, что я напугался – это ничего не сказать: я трухнул по полной! Моментально представилось следующее: водяной залез в сеть и ждёт рыбака, я к сети пригнусь, а он сиганёт на меня, схватит за грудки и бултыхнёт в воду. Что там делов-то: человек стоит в лодке и поперёк лодки пригнулся в воде. В физике такая ситуация называется «неустойчивое равновесие». Тут малая кошка в спину толкнёт и выпадешь … Бросил я эту сеть и в испуге чуть из лодки не выпрыгнул на другую сторону … Сижу в лодке, сердце колотится где-то в пятках, лодку сносит по течении.. Передумал всякое, вплоть до утопленников.
… Успокоился, заплыл на вёслах на вторую сеть, что стояла повыше. Проверил – улов отличный. Дай думаю, второй конец первой сети проверю. Проверил. Улов нормальный: на каждый метр сети по 1-2 рыбинки. … Рыба в сети не попадается равномерно. Обычно стайку сороги, идущую против течения, гоняет несколько щук и при очередной атаке наиболее зазевавшиеся особи уже не придерживаются стаи или дна, а отворачивают к берегу – в траву. Вот несколько штук – 2-3-4 сорожки – и залетают в сеть. Залетает их с десяток, запутывается 5-6 штук, часть освобождается, а часть нет. Иногда и щучка, вернее, щурёнок, тоже залетает в сеть (фотография № 4).
Получается, что если взять поперёк протоки, то сеть стоит напротив скалы, а ракурс на пилораму – это 45 градусов от линии «лодка – бельская пристань». Проверяем по кадру из программы Гугл «Платета Земля» (фотография 5).
Иногда крепко запутается, а иногда за режь зацепится жабрами и стоит. Начинаешь вытаскивать, а она отцепится и стоит рядом с сетью. Всегда её хочется поймать рукой. И никто её не поймал (фотография № 6).
… Дошёл в проверке сети сверху вниз опять до середины сети. Чувствую, что опять этот груз пошёл в сети. Сеть тяжело, но от дна подымается. Пойманное в сети не играет. Решил так: ну и сиди в сети, а я поеду домой. Надоесть водяному меня ждать, вылезет из сети и уплывёт по своим делам.
Заплыл лодкой на косу и в траве встал ещё раз отдохнуть–подумать. Подумалось так: ну, приеду я домой – надо рассказать. Что расскажу? Проверял сети, увидел в сети водяного, бросил сеть со страха и поехал домой … Я же комсомолец и в сказки не верю. Что-то тут не так … Батя будет ржать, мать подтрунивать. Шило в мешке не утаишь: сперва узнают соседи, потом весь поселок о том, как я напугался водяного. Я же студент, студент почти третьего курса, только что сдавший в последней сессии экзамен по дисциплине «диалектический материализм» на «отлично» и экзамен по дисциплине «научный атеизм» на «хорошо». Как я буду выглядеть? Что там может быть в сети? Только топляк или рыбина. Обе вещи материальны: топляк надо вытащить и закинуть на берег, рыбину надо вытащить – она же протухнет и пропадёт улов, а потом её тухлую всё равно доставать из сети придётся, но тухлую её придётся выбросить. Один голос, который кулацко-реалистический, моей душе говорит: «Что получается: поймалась рыбина, а боюсь её вытащить?». ... Второй голос, который сибирско-крестьянский, говорит другое: «Какая нахрен рыбина, если ты сам своими глазами видел водяного? Он охотится или пугает тебя» …
А вокруг меня на реке исключительно материалистическая благодать: яркое солнышко на небе, ни одного облачка, ветра и теплоходов тоже нет, на реке тишина первобытнейшая, на острове всякие птички разноголосно заливаются, в стране – развитой социализм, дело его построения двигается в сторону коммунизма и тут на тебе: местный комсомолец, который 2 месяца назад сдал экзамен по научному атеизму на «хорошо», напуган водяным, сидит в лодке на косе у острова Савин-Бельский Мотыгинского многоостровья и раздумывает «Что делать?» … В общем, с душевным криком «Водяных нет» настроился морально на проверку сети и опять к нижнему концу первой сети загребаю вёслами. А на деле сердечко-то ёкало и к броску в пятки было готово. Загрёбся на сеть, разглядел поплавки, зацепился «кошкой» за сеть, подтянул сеть, вытащил «кошку» из сети, выровнял лодку по сети. Вижу, что я почти на нижнем грузиле сети, стал перебираться по поплавкам к центру сети. Пошёл груз в сети … Страшно, но перебираюсь и тащу. Всё! Груз в сети подо мной – отступать некуда: подымаю стень ... Вот он объект улова: та же башка с глазами и бородой, смотрит на меня, глаза не мигают, бородка колышется … Чувствую ждёт водяной, чтобы совершить своё жуткое дело – выдернуть меня из лодки. Присел пониже в лодке: видать хуже, но не вытащишь. Сеть не бросил, а ещё выше приподнял её над водой, а водяной всё ближе и ближе! И, … о чудо! В какой-то момент этот «водяной» превратился в рыбу: так же вижу его башку с глазами белёсыми и бородой, но увидел тело рыбы и рыбий хвост. Страх отступил. В лодке сижу низко и перехватываю по стене сети от руки к руке по 10-15 см. Отступать некуда. Решил, что лучше я водяного вытащу в лодку, чем наоборот: перехватился по сети ещё пониже и затащил сеть с этим водяным в лодку. Оказалось, что это просто достаточно большая и просто чёрная рыбина с белым брюхом. Первое, что сразу заметил: хвост у рыбы неправильный: у обычной рыбы – ерша, сороги, окуня, щуки – он расположен вертикально по телу, а у этой рыбины хвост расположен горизонтально к телу рыбины. Вспомнил по рассказам, что есть у нас на Ангаре налимы, а у того вроде хвостовой плавник горизонтальный. Рядом с этой рыбиной в сети была пара сорожек. Запутался налим в сети изрядно, но оказалось, что в частик он несильно зацепился, а вот режь хорошо на хвост накрутил, а снять режь – это просто. … Полминуты и сеть свободна. Подобрал частик на режь по верхней верёвке, сеть натянул через нижнее грузило и направился к пристани бельской. Был налим сверху и по бокам чёрный, как уголь, и скользкий до противности и суперскользкости (фотография № 7).
Вот тогда я первый раз поймал налима и немного его рассмотрел. Больше всего удивило, что единственный усик на "бороде" создал впечатление колышушейся бороды.
Рюкзачок для рыбалки у меня всегда был маленький – такой, который на 1,5 ведра объемом. Скидал рыбу в рюкзак: её около ведра. Налим близко в рюкзак не входит. Высыпал рыбу. Засунул туда налима первым, а хвост явно не вмещается: начну скручивать – сломаю тушку. Поставил тушку рыбы стоймя, закидал сверху мелкой рыбой. По другому никак. Так он и поехал домой с хвостом, торчащим из рюкзака … Пока свой мотоцикл «Минск» на поляне у дома ставил, мама уже торчащий хвост высмотрела. Самое интересное, что ещё и полдеревни видело этот хвост, торчащий кверху из рюкзака. Многие решили, что это таймень и вес его 15-20 килограмм. Это и было пару дней причиной расспросов меня и родителей во всех общественных местах посёлка типа «Таймень-то был большой?». Казалось бы, что всё забудется, но не тут-то было. Оказалось, что некоторые ждут: таймень усолеет и его можно будет попробовать, а не угостишь, так можно и заявление написать в соответствующее место, что вот-мол незаконно ловят тайменя. Это будет потом, а пока я поставил мотоцикл перед домом у столба на поляне и с рюкзаком за плечами вошёл во двор. Я-то знал, что хвост тайменя победно торчал над моей головой …
Мама давно видела этот хвост и с какой-то кастрюлей в руках стояла во дворе и улыбалась. Она тоже решила, что это тайменёнок. Не было никакой зелени в раскраске налима: просто чёрный, как уголь, с переходом в белое брюхо. Тем не менее дома на удивление улову обрадовались: отец сказал – уха отличная, мать сказала – котлеты вкусные. Так налим и разошелся – на уху и котлеты.
Взвешать его забыли, а потрошёным он немного не дотягивал до четырёх килограмм. Ни до, ни после налима на Ангаре я больше не ловил. Те, что попадались были обычной расцветки. Судя по кишкам, вышел этот товарищ с ямы поохотиться: кишки были в жире, но внутри у него была маленькая полупереваренная типа ельчик рыбка. Отец, осматривая налима, сказал несколько интересных вещей. По цвету он сказал, что налим жил на яме и что у него в этой яме были очень интересные «соседи», парочку которых было бы здорово поймать, имея в виде тайменей или осетровых.
4 Много лет спустя.
Родителям про свой страх и водяного я не рассказал.
Первый раз рассказал об этом лет через 12-14, когда был в командировке в родном московском НИИ ... Сидели вечерком в гостиничном номере и более старшие коллеги на второй поллитре начали рассказывать обычные для застолья небылицы: сперва один на 5 килограмм «поймал», потом второй рассказчик сразу на 10 кг «поймал», третий уже на 15 кг «вытащил» … Я сижу молчу. Дело-то это застольное и нехитрое: бутылка пустеет – улов увеличивается ... Моё дело молодое: сало подрезать, луковищу почистить, хлеб подать, бутылку пустую в мусорку унести, ... .
«Нарыбачились» они и прицепились ко мне: теперь ты расскажи. Отвечаю, что родился и вырос на Ангаре, трофейных экземпляров и близко не ловил, могу только прикол про рыбалку рассказать. Они с удовольствием согласились и я рассказал про этого бельского комсомольца и налима. Как они хохотали! Во-первых, они громко смеялись! Во-вторых, они реально смеялись до слёз! В-третьих, от хохота они, что называется, катались по полу и койкам ... Потом несколько дней подряд каждый вечер под рюмочку они меня заставляли перерасказывать байку про этого рыбака-комсомольца. И опять ржали. Этот рассказ выглядел так. Я скажу им свои 1-2 предложения, а они скажут свою какую-то хрень и 1-2 минуты до упаду хохочут. Прохохочутся и давай им опять рассказывай: я им пару предложений, они свой комментарий и смеются ...
Но и это ещё не конец истории: позже – через полгода или год – приезжаю в очередную командировку, захожу в свой курирующий отдел, а москвичи сразу в голос: «О, красноярцы приехали! Сегодня вечером мы проставляемся … про налима послушаем …». Так оно и было: опять слушали, опять смеялись …
Я бы забыл эту историю и про московские побасенки: не получилось и вот почему. На современных оптовых рынках Красноярска иногда захожу в рыбные ларьки, а там по зиме эти налимы штабелями лежат. Это по зимнику автомашины с Севера их завозят. Этот налим не вкусный. Во-первых, он североозёрный, а не речной. Во-вторых, по хранению он вымерзший и невкусный. Свежедобытый ангарский-то налим вкусен! С первого всегда уха, а потом – кому что нравится. Мне котлеты налимные к душе …
5 В завершение.
В завершении расскажу про интересный вид ангарской рыбалки налима. Впервые услышал о ней в посёлке Заледеево Кежемского района, что стоит по правому берегу Ангары у впадения реки Чадобец. Это на 10 км ниже от плотины Богучанской ГЭС (фотография № 8).
Когда Чадобец по глубокой осени имеет забереги и встаёт, то ребятишки по первому трещащему льду вдоль берега по вечеру с фонариками и колунами под присмотром старших «добывают» налима. Налим в это время года стоит в траве на мели, среди кочек. И тут получается первый лёд. У берега от льда до дна 10-15-20 см. Через молодой прозрачный лёд налим хорошо виден. Вернее по течению от кочки виден только слегка подшевеливающийся хвост. Если днём налим осторожничает, то по ночи реально спит. Удар колуна через лёд и временно оглушённый налим всплывает. Важно в азарте не провалиться ногой в полынью, хотя там мелко, и важно не утопить колун. По мере продвижения зимы рыбаки-одиночки кооперируются: первый рыбак, что полегче, идёт с метлой и разметает метлой снег на льду, второй идёт сзади с фонариком и колуном. Удача на этой рыбалке раз на раз не приходится: когда ничего, когда 1-2 хвоста достаётся, иногда и десятками штук улов меряется … Интересная у нас, видимо, жизнь на Ангаре! Сам, к сожалению, на такой рыбалке не бывал и не видал, но на берегу Чадобца в Заледеево жил не раз. А жаль, что не был! Как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «По усам текло, а в рот не попало».
26.11.2023.
P.S. А ведь не всё соврал: была и правда. Смотрите фотографию ниже!