Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня обещанная статья о содержании "Тибетской книги мертвых".
Этот древний труд мог бы вызывать ужас. Однако на самом деле он является добрым наставлением о том, как вести себя в момент смерти и после него, чтобы обрести благоприятное новое воплощение и, в идеале, освободиться от цикла рождений и смертей (сансары).
Настоящее название тибетского путеводителя по жизни и смерти звучит так: "Освобождение в бардо посредством слушания" или "Бардо Тхёдол". Термин "бардо" означает "этап" и в данном случае обозначает состояние после смерти. Представители тибетского буддизма верят, что после смерти человек может последовательно находиться в нескольких состояниях, которые все носят имя "бардо" и имеют дополнительные обозначения.
Сама человеческая жизнь, по мнению буддистов, также является "бардо". Она представляет собой всего лишь один из этапов путешествия "принципа сознания" или "жизненной силы" (примерно соответствует понятию "душа" в христианстве) по Макрожизни, где, помимо людей, живут и другие разумные существа.
Для полного понимания "Тибетской книги мертвых" необходимо представить, как авторы этого произведения видели устройство окружающего мира и "освобождение" из колеса Сансары.
Демоны, боги, люди и прочие обитатели Вселенной буддизма
Миры, в которые попадает "принцип сознания" или "душа" в процессе перерождения, согласно буддийской космологии, делятся на три основных уровня: сфера отсутствия форм, сфера форм и сфера чувственного.
К сфере чувственного относится человеческий мир. Также сюда относятся мир "ревнивых богов" или демонов-асуров (более утонченный и высший уровень в иерархии по сравнению с человеческим миром) и мир "наслаждающихся" богов, который расположен выше мира асуров.
К сфере чувственного также относятся животный мир и миры других существ низкой организации (находящиеся ниже человеческого мира). К примеру, это миры "голодных духов", которые никогда не могут удовлетворить своих желаний, и ады - миры, где воплощаются "принципы сознания" тех существ, которые в своей предыдущей жизни совершили тяжелые и отвратительные поступки.
Сфера форм содержит миры, где пребывают боги (дэвы), которые имеют более тонкие тела, отличные от тел существ с физическими ощущениями. Такие существа не страдают от боли, не стремятся к удовольствиям и не обладают полом. Они находятся в состоянии сосредоточенной медитации и лишены чувственных радостей.
Еще выше в иерархии расположена сфера отсутствия форм. Она не находится где-либо, здесь отсутствует явление местопребывания. В этой сфере живут высшие дэвы, не имеющие тела, и всегда находящиеся в высокой степени медитативной концентрации. В этой сфере все еще присутствует то, что можно назвать личным или персональным сознанием, но оно нереально далеко от самоощущения обычного человека.
Согласно буддистскому учению, существуют сферы отсутствия форм, в которые попадают существа с благоприятной кармой. Эти существа, будучи святыми, пережили множество предыдущих жизней. Человек также может переродиться и в сфере форм, и в сфере отсутствия форм, но для этого ему необходимо пройти долгий путь самосовершенствования.
Нирвана, наивысшая стадия существования в буддийской иерархии, находится выше всех сфер. Это состояние освобожденного сознания, в котором привязанность к личному "я" и мирам из трех других сфер теряет свое значение. Нирвана является единственно реальным бытием, в отличие от иллюзорных миров человека и других. Она не является местом, миром, космосом или раем, а представляет собой непостижимую реальность для неподготовленного человеческого сознания.
Тем не менее, достижение Нирваны, также известной как изначальный, несозданный свет, является конечной целью саморазвития каждого живого существа. Нирване присуще множество имен, но в "Бардо Тхёдол" она именуется "ясным светом" или "светом чистой реальности". Тибетская книга мертвых, в свою очередь, учит распознавать этот свет после смерти и призывает умершего стать с ним единым.
Мир людей и все другие, кроме Нирваны, являются иллюзиями
Таким образом, "принцип сознания" умершего позволяет ему преодолеть этапы новых перерождений и напрямую войти в Нирвану. Мир людей и все другие, кроме Нирваны, являются иллюзиями. Именно это утверждал основатель буддизма, индийский аристократ по происхождению Сиддхартха Гаутама, известный также как Будда Шакьямуни, который жил примерно в 5 веке до нашей эры.
Будда утверждал, что подлинной является только "конечная реальность" - Нирвана. Рождение и смерть в виде персонального существа во всех остальных мирах являются следствием помутнения сознания и плохой кармы. Карма - сложное понятие, означающее, что поступки и мысли живого существа будут обуславливать его будущее состояние.
Для полного понимания того, что рекомендуется делать умирающему в "Путеводителе по смерти", необходимо ознакомиться с данной информацией. Поэтому важно быть терпеливым и осознать основы буддийского мировоззрения.
Таким образом, Будда привносил парадоксальные понятия, утверждая, что сансара (все миры) и есть Нирвана, но люди и другие существа не могут это увидеть и понять. Основной проблемой на пути понимания, по мнению последователей буддизма, является чрезмерная привязанность человека к своей личности, в результате чего он не может представить, что у других существ и у самого человека нет истинной индивидуальности - личности.
Интересно, что трансперсональные переживания, деперсонализацию и переживание единства со всем миром время от времени испытывает множество людей. Случайно, во время медитации или в результате опытов — подобных, тем, что проводил знаменитый психолог и психиатр Станислав Гроф.
Буддийские монахи достигают таких состояний посредством многих лет медитаций. Собственно монашество в буддизме — это путь преодоления заблуждений сознания о том, что во Вселенной существует что-то, кроме Конечной реальности, Нирваны.
Буддисты полагают, что все чувственные ощущения человека исходят не от влияний «объективного» внешнего мира, а от человеческой железобетонной уверенности в том, что окружающий мир объективно существует, и сам человек с ним взаимодействует.
Удивительным образом буддийские воззрения во многом совпадают с гипотезами, которые разрабатывает квантовая физика. Если очень упростить, то буддисты считают, что человек не наблюдает уже существующий мир, а буквально создает его ежесекундно и заново именно тем, что наблюдает его.
Иллюзия реальности мира (отчасти подобная той, которая описана в кинотрилогии «Матрица») подкрепляется тем, что этой «реальности» человека «учат» с младенчества.
По сути, буддизм стремится опрокинуть представление людей о реальности как о наборе физических тел, расположенных в определенном порядке, среди которых по воле случая всем нам приходится жить.
Тем не менее, буддисты уверяют, что рождение в виде человека — это огромное везение и даже награда для чувствующего существа (его «принципа сознания»). Жизнь в теле человека позволяет узнать об Учении, научиться медитации, прочувствовать лично иллюзорность этой реальности, найти и прочесть «Бардо Тхёдол» и с тем — подготовиться к будущей попытке достичь Нирваны.
Смерть, по понятиям буддистов, предоставляет «принципу сознания» бывшего человека великий шанс вырваться из оков всех и всяческих миров и приблизиться к Конечной реальности. «Тибетская книга мертвых» построена как инструкция для умирающего, в которой говорится, как и что делать, когда ты умер.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
До встречи на канале Путь в Беловодье - ТМ
Также у меня есть канал на Паблико «Мир в движении», ссылка ниже
Мир в движении
телеграмм канал - Путь в Беловодье через Тайны Мироздания