Много воды «унесло» с той поры быстрое течение реки Большой Черемшан, вдоль заливных лугов, да вековых холмов!
Но до сих пор помнят местные жители события тех дней давно минувших, рассказывая историю детям своим, а они своим. Хоть и дела давно минувших дней, но не предание старины глубокой.
А дело было так!
Утихли бои за околицей деревень, да сёл войны гражданской, прошёлся «голод» по всей стране и в Поволжье бед натворил немало. Только стали люди на земле спокойно трудиться, хлебушек на полях, да картошку в огородах выращивать, не ожидая разрывов снарядов и артобстрелов, как новая напасть пришла, откуда и не ждали.
Решили коммунисты бороться с Верой в Бога назвав религию «опиумом для народа» и понеслась эта борьба с Церквями, да Мечетями по всей стране семимильными шагами, сбрасывая кресты с куполами, да минареты с полумесяцами и обустраивая в зданиях конюшни, да хранилища всякие разные, под нужды хозяйственные.
И добрались до деревушки одной, что на севере Самарской Губернии испокон веков стоит, а живёт там люд простой да разный: эрзяне, татары, русские и не первый год соседями проживают.
Да друг другу по соседски помогают, праздники вместе встречают в бедах и горестях друг друга не бросают.
Солнце к зениту клонилось уже, словно цепляясь лучами за макушки деревьев леса, что на холмах вдали произрастает с давних пор.
Остановил коня Иван, спрыгнул по молодецки, да к соседу Степану пошёл, постучал в дверь его, вышел Степан и молвил Иван ему.
- Степан с райцентра я приехал, плохую весть привёз для соседей наших, татар!
-Какую Иван, рассказывай не томи, душу мою понапрасну не тереби!
-Приедут завтра к нам «активисты» с райцентра и хотят Мечеть нашу красавицу снести, а вместо неё конюшню обустроить.
- Неужто земли у нас мало и под конюшню не найдём?
-Земля есть у нас, да вот с религией они бороться решили!
-Что делать будем, спасать красавицу нашу надо!
- Вот чего подумал, а выйдем мы завтра с утра на улицу, да у Мечети встанем и если придётся, то в кулачном бою сойдёмся с активистами, авось отстоим её.
- Скажи всё Степан брату своему Якову, а я пока сына Алексея к соседям татарам пошлю, предупредить.
Сказано сделано, не успел Иван в дом зайти, как побежал сын его по улице, да к татарам в дома стал стучаться и предупреждать всех о напасти надвигающейся.
Долго ли, коротко ли, бегал Алексей, но в каждый двор забежал и каждому передал слова отца: « Сидите завтра дома, коров, да овец в табуны выгоните и на улицу больше не выходите, занимайтесь делами хозяйственными во дворах своих. Приедут к нам завтра в деревню «коммунисты-активисты» да Мечеть хотят нашу разрушить.»
А тем временем пошёл брат Степана, Яков по домам русским, да эрзянским и молвил он жителям.
Приедут к нам завтра с райцентра люди с сердцами чёрными, хотят нашу красавицу уничтожить, да конюшню в ней обустроить. Нельзя татарам заступиться за Мечеть, арестовать могут, да в Сибирь сослать на каторгу, а оттуда мало кто возвращается.
Пойдём сами за нашу красавицу стоять, да отстаивать её будем, берите с собой вилы, лопаты, да топоры. Как табуны деревенские скроются за околицей деревни собираемся у Мечети.
Прокричали деревенские петухи во дворах, подоили коров хозяюшки , выгнали на пастбище вместе с овечками да баранами. Умывшись, помолившись и позавтракав, вышли мужики православные кто с топором в руках, кто с лопатой, а кто и вилы прихватил, и пошли они к месту сбора раннее объявленному. Как первые робкие ручейки весенние стекаются в большой ручей, так и они в одну толпу слились, и у Мечети устроились сложив рядом оружие, и усевшись в тени дуба старого ожидать стали.
А тем временем сыновья Ивана, да Степана забрались на холм вековой, который над деревней возвышается и сели там, да вдаль вглядываться стали.
Долго сидели мальчишки, время к обеду уже неумолимо подходило, как вдруг заметили они пыль дорожную, от колёс машин АМО поднимающуюся.
Быстро, вприпрыжку побежали ребята , да с криками мчались они привлекая внимание мужиков сидевших в тени дуба старого, что близ Мечети рос, а нехитрое оружие , лопаты, топоры, да вилы в сторонке были.
-Тетяй, тетяй, сынь ардыть *- кричали практически в унисон, сбегая с холма мальчишки.
- Вставайте братья, да соседи, берите оружие своё . - сказал Степан!
Похватали мужики оружие скромное своё, да и встал люд эрзянский, да русский полукольцом у Мечети, словно ёж иголками «ощетинившийся» лопатами, да вилами.
Подняв пыль дорожную остановились грузовики и выскочил с кабины первой машины самый «активный» из приехавших коммунистов, а остальные начали с кузова выпрыгивать, да в сторону мужиков коситься.
- Я коммунист, у меня мандат от районного отдела партии, в сторону от Мечети отшагните мы приехали минарет её убрать, да под другие сельские нужды здание отдать!- сказал выскочивший из кабины машины человек в потёртом кожаном пиджачке, слегка коротковатом.
Вышел Степан вперёд всех мужиков и молвил речь свою он!
-Это непросто Мечеть, а памятник, который отцы соседей наших, что институтов не кончали всяких разных, а своими руками возводили, лес для строительства возили с другой деревни, что за 30 вёрст. Сами всё построили и мы не дадим разрушить, она памятник и музей для нас!
- Дом Музей! - не сговариваясь дружно подхватили остальные сельчане.
Пока взрослые разговоры разговаривали, мальчишки время зря не теряли, своими рубахами всю дорожную пыль с кабин грузовиков собрать успели, да рубахи перемазали на то они и мальчишки.
Эка невидаль к ним в деревню два грузовичка приехали.
Долго ли иль коротко шла та беседа, теперь уже достоверно и не узнать, но Мечеть русские, да эрзяне отстояли.
И стоит она красавица, и минарет её над деревней возвышается, и каждое утро голос мулы призывает к намазу.
И вдоль деревни той далёкой, как и тогда быстрое течение реки уносит воды Большого Черемшана, вдоль вековых холмов, да заливных лугов. Берёзки красавицы, да ивы проказницы на берегу растут и радуют своим нарядом летним, и тихо листвою шелестят, а вечером, да у воды, безмятежно квакают лягушки.
И также бок о бок живут поживают люди национальностей разных, друга друга они уважают, обычаи свои соблюдают. Как жили отцы их, да деды и прадеды! Ведь жить дружно им завещали, праздники вместе отмечать, да в горести и печали по соседски помогать!
*Тетяй, тетяй, сынь ардыть — отец они едут. Перевод с эрзянского языка.
Copyright ©verqiz
#Деревня #история #сельская_жизнь