Найти в Дзене
Записки психолога

"Лебедь".

Великий и прикольный Уэс Андерсон не устает удивлять.

В неполных 18 минут не заслужено неуважаемого короткого метра, этот гений симметричного кадра умудрился развернуть глубокую психологическую историю.

Кадр из фильма "Лебедь".
Кадр из фильма "Лебедь".

Короткометражка «Лебедь» - это рассказ без эмоций. Если бы это был полнометражный фильм, снятый с эмоциями, смотреть его было бы просто невыносимо.

В конце флегматичный голос за кадром пояснит, что фильм снят по рассказу, а рассказ написан по реальным событиям. И эта душераздирающая реальность детской жестокости вновь ошеломляет. И все-таки фильм не об этом.

Да, для меня эта история вовсе не про то, что оружие в руках детей – это трагедия. Оружие, как известно, и в руках взрослых ничем хорошим обычно не оборачивается.

И даже не про то, как далеко могут зайти подростки в познании пределов жизни. И смерти.

Это история про силу и слабость. И комментарий автора ближе к 15ой минуте именно об этом. О том, как мир поклоняется внешней силе. А вечность признает силу внутреннюю. И это совсем другое.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В смысле психологии парадоксально и закономерно, что история рассказана сразу от лица ребенка и взрослого. И они в кадре вместе. В этом большая точность жизни нашей души: ведь сколько бы ни было нам лет – все детские воспоминания, в том числе и самые тяжелые – внутри нас.

И наш внутренний ребенок может продолжать лежать раненым на траве, пока взрослый пытается зарабатывать и достигать чего-то там…

История рассказана сразу от первого и третьего лица. То есть раскрывается одновременно снаружи и изнутри. Так течет сама жизнь, и мы видим ее одновременно и как наблюдатели, снаружи, и сразу изнутри своей души.

И странный комментарий от лица матери в конце не оставляет сомнений, в чьи объятья каждый из нас жаждет вернуться, когда раны кажутся неисцелимыми.

И да, про силу. По мнению Андерсона силен не тот, кому, по случаю, досталось ружье. Силен тот, кто остался собой под поездом и под дулом. Кто в ответ на страдания вдруг не сдался, а смог взлететь.

Режиссер Уэс Андерсон.
Режиссер Уэс Андерсон.

И все это в странно-условном мире Уэса Андерса, где кусты – это ширма. А кадры вроде и театрально-бутафорские, но мальчика с отрубленными крыльями лебедя не забыть. Как и абсолютно белый кадр, когда мне показалось, что просто сломался компьютер, вдруг откроется маленькой дверцей в правом нижнем углу…

Быть может именно так открывается сила собственной души тем, кто способен даже со связанными руками увидеть красоту плывущих облаков...

#кино #УэсАндерсон #психология #кинопсихология #ЕленаYa

Птицы
1138 интересуются