Найти тему
Чувства Штиля

Педали басиста

Photo by Calvin Kinateder, unsplash.com
Photo by Calvin Kinateder, unsplash.com

Когда посвящаешь бас-гитаре достаточно времени, в какой-то момент задаешься вопросом: не пора ли купить примочку и если да, какую. И голова начинает потихоньку раскалываться, потому что выбор действительно огромный. Попробуем разобраться, какие они бывают, для чего и кому нужны.

Компрессор и лимитер. Первая и главная примочка басиста. Абсолютный маст-хэв. Компрессор делает тихие звуки громче, а громкие - тише. Для баса это актуально потому, что, например, пиццикато обычно гораздо тише, чем слэп. Если вы используете разные техники звукоизвлечения, важно, чтобы все было слышно на одном уровне. Педаль поможет и в миксе не потеряться, и звукорежиссеру настройку облегчит, и комбик дома пощадит. Да и ваша игра станет увереннее и ровнее. Разумеется при условии, что вы уже сами играете более-менее ровно.

Тюнер. Маст-хэв для активно концертирующих басистов. В ином случае хватит ручного хроматического тюнера. Примочка помогает подстроить инструмент прямо на сцене. А с учетом встроенной подсветки - в полумраке между песнями. Обычно бас-гитара держит строй без нареканий, но произойти может всякое: погода изменится, струны свежие поставите, дропнуться срочно надо. Да просто для уверенности и большего контроля над инструментом на сцене.

Перегруз и дисторшн. Маст-хэв для играющих с гитаристами в тяжелых стилях. Педаль придает басу хруста, лязга и жужжания. Можно отстроить примочку так, что слушатель не догадается, что вы ей пользуетесь, а крутой лязг останется. Можно взять специальную для баса, которая покроет весь его диапазон. Можно стрельнуть у гитариста и подгрузить только верха и верхнюю середину. Перегруз хорош еще и побочной компрессией. Если вы планируете использовать его постоянно, компрессор может вам и не понадобиться.

Лупер. Маст-хэв для одинокого басиста и для сольных номеров. Педаль умеет запоминать небольшие фразы или риффы и записывать их поверх друг друга. Если репетиция сорвалась не по вашей вине, вполне реально записать гармонию или рифф и попрактиковаться под него. Да и мелкие огрехи собственных партий можно послушать со стороны.

Хорус. Придаст басовому звуку объема. Педаль создает хоровое звучание баса, добавляя к основному голосу его копию или копии, которые отстают от него по времени на 20-30 мс. Отлично подходит для заполнения "дыр" в миксе и его уплотнения. Особенно, если инструментов в коллективе немного.

Октавер. Создает копию сигнала на октаву-две выше или ниже. Придает басу электронного звучания, которое может интересно слушаться в разных музыкальных контекстах.

Синтезатор. Из-за синтетического звука помогает басисту почувствовать себя клавишником. Хорош для исполнения электронной музыки вместе с синтезаторами или создания интересных звуковых эффектов. Тут история та же, что с перегрузом, только контекст меняется.

Процессор эффектов. Маст-хэв для тех, кому надо все и сразу. Все педали в одной. Неплохо экономит место в багаже на гастролях. Требует много времени на отстройку. Качественный процессор, к сожалению, чертовски дорог.

Рэковое оборудование. Еще один маст-хэв концертирующих музыкантов и студий звукозаписи. По сути те же педали в форм-факторе полок в шкафу. Если вы возите с собой звукорежиссера и собственный аналоговый звук - это ваш вариант.

Плагины и эмуляторы педалей. Маст-хэв музыкантов, которые четко представляют собственный звук, не меняют его и не хотят тратиться на аналоговые педали. Вот когда действительно проще носить с собой ноутбук вместо педалборда.

Все остальные педали. Ревущие, как самолет, идущий на взлет, флэнджеры. Вибрирующие фазой фейзеры. Квакающие вау-вау и вамми. Извлекающие из динамика любимый звук эмуляторы кабинетов. Повелевающие нужными частотами эквалайзеры. Продлевающие звучание нот дилеи... Тысячи их.

Какую педаль басисту выбрать, напрямую зависит от его потребностей. Мог бы сказать, что без компрессора не выжить, но вдруг вы постоянно используете перегруз. То же и с другими. Может для вас вау-вау важнее всех на свете. А ведь еще можно собирать или программировать разные петли эффектов в разных сочетаниях - тут вообще простор для творчества. Но и нет резона оставлять примочки пылиться дома. Лучше продайте тому, кому они действительно нужны. И все же самая главная примочка басиста - он сам, его умения и навыки. Вот уж без чего точно ничего не получится.