В 2018 году археологи сделали ошеломляющее открытие в заповеднике Свага-Свага в центральной Танзании: 52 ранее не зарегистрированных каменных убежища, расписанных наскальными рисунками. К сожалению, выветривание уничтожило большинство из них, за исключением нескольких. Но те, что сохранились, пока остаются абсолютной загадкой.
Объект, получивший название Амак'хи 4, был тщательно расписан доисторическим художником и включает в себя три загадочные антропоморфные фигуры с чрезвычайно большими головами. Изображение трудно датировать, но археолог Мацей Гжельчик из Ягеллонского университета в Польше смог определить, что ему как минимум несколько сотен лет. На стене изображены животные, напоминающие антилоп гну, канну, буйвола и даже жирафа, а также несколько человекоподобных фигур с большими головами.
Среди картин Амак'хи 4 особенно примечательна сцена, сосредоточенная вокруг трёх изображений. В этом трио фигуры, кажется, представляют собой стилизованные головы буйвола. Эти формы напоминают центральный провал в профиле головы буйвола, откуда два рога поднимаются, а затем изгибаются наружу от головы, а также опущенные уши,
- пишет Гржельчик в своей статье, впервые опубликованной в 2021 году в журнале Antiquity.
Культура народа Сандаве, происходящего от тех, кто когда-то населял этот регион, не включает в себя мотивы людей с головой буйвола или людей, способных превращаться в буйволов (или наоборот), поэтому изображения могут означать что-то другое. Впрочем, как отмечает Гржельчик, сами по себе рога буйвола играют важную роль в некоторых ритуалах Сандаве.
Как бы то ни былы, странные фигуры встречаются не только в этом месте. Недалеко от Амак'хи 4, в регионе Кондоа в центральной Танзании, найдены две похожие наскальные росписи. На памятнике Коло Б2 изображены три стоящие фигуры. На Коло Б1 три фигуры изображены горизонтально, лежащие на земле.
Во всех трёх случаях изображены похожие фигуры с большими головами, хотя фигуры Коло имеют полосатый мотив, интерпретируемый как головной убор (другие фигуры Кондоа интерпретируются как имеющие сложные причёски). Также во всех случаях фигуры соединены линией и у всех троих одинаковое расположение и направление рук. Но у Амак'хи 4 есть несколько важных отличий. Головы там закрашены сплошным цветом, и кажутся гораздо более важными для происходящего вокруг них.
Фигуры из Амак'хи 4 заметно больше, чем фигуры в Коло, и являются центральной точкой, вокруг которой, кажется, разворачивается остальная часть повествования. И, напротив, изображения в Коло представляют собой изолированные изображения, без какой-либо чёткой связи с остальными картинами,
- пишет Гжельчик.
В Кондоа некоторые места наскальных рисунков до сих пор используются народом Сандаве для различных ритуальных действий. Тем временем археологи продолжают работу по документированию этих мест, и пытаются понять, что же означают загадочные фигуры.