Что вы представляете, когда слышите словосочетание «женская литература»? Представим, что здесь я молчу в ожидании ваших ответов, внимательно каждый слушаю и принимаю к сведению. А теперь отвечаю вам: я в принципе этого словосочетания не понимаю. Ни в отношении женщин как читательниц, ни уж тем более в отношении писательниц. В моем понимании у литературы и книг нет пола, есть только сюжет и язык. Тема любви может цеплять и мужчин, и женщин. И парни, и девушки могут быть глубоко заинтересованы наукой. Всё зависит только от личности, стоящей по любую из сторон.
Но такого мнения придерживаются далеко не все. И в мире всё еще процветают стереотипы касательно женской прозы. И в принципе, если используется это словосочетание, то в снисходительном и насмешливом тоне. Ведь если проза «женская», то она низкого качества, но простите ей это, она ведь «женская».
Писательницы не первое десятилетие борются со стереотипами, разрушая предубеждения и выходя за рамки. Даже любовная проза перестает быть забавно-клишированной. Авторы расширяют границы, выбирают новые сюжеты, придумывают неожиданные повороты и решения. Им всё еще очень сложно противостоять «мужской» литературе, которая по неизвестным причинам считается… Просто литературой. А ведь именно юная Шелли создала великого монстра Франкенштейна, победив в соревновании у лорда Байрона. Шутка ли.
С чем же именно сталкиваются писательницы и как они борются с этими стереотипами? Добро пожаловать в мой краткий «женский» гайд по стереотипам в обществе.
1. Не все герои носят плащи, но герой истории нужен
Давайте начнем с самого очевидного стереотипа? Считается, что в истории обязательно должен быть мужчина-герой, мужчина-рыцарь. Ведь о чём еще может писать женщина? Очевидно только о своей мечте, о принце на белом коне. И, конечно же, мы найдем примеры подобной литературы. Удивитесь ли вы, узнав, что нередко авторы этих историй — мужчины? Я не удивилась. Создание образа смелого, честного, красивого наиболее выгодно именно сильному полу, чтобы всегда подставить сильное плечо. Женщины же… Спустя годы и годы борьбы за независимость всё чаще прибегают к тропу «спаси себя сама». Не случайно именно эта тема была когда-то затронута в «Шреке», где Фиона вполне себе могла постоять за себя. И это выглядело чем-то новым, свежим, неожиданным.
Теперь же женщины всё чаще пишут о судьбах женщин, исключая из их жизни героев-спасителей. Тут можно напороться на другой стереотип: все мужики сво… Но это из темы «клин клином вышибают» — было необходимо создать новый стереотип, чтобы искоренить устоявшийся старый.
Анна Матвеева «Каждые сто лет»
Анна Матвеева - Каждые сто лет
Две главные героини, в центре только их судьбы. Мужчины в книге есть, но в качестве всевозможных обстоятельств, нежели важных персонажей. Женщины спасают себя сами. В том числе от этих самых мужчин.
Вера Богданова «Сезон отравленных плодов»
Вера Богданова - Сезон отравленных плодов
Здесь, безусловно, есть любовный интерес и персонаж, которого с натяжкой можно было бы назвать и рыцарем, и принцем. Но натяжка настолько звенит, что лопается от прикосновения изменившейся силы в воздухе. Потому что принц здесь проблемы создает, но не решает. А из всего выбираться предстоит только героине.
Бонни Гармус «Уроки химии»
Бонни Гармус - Уроки химии
Да, возможно этот роман уже как бельмо на глазу, но не могу не сказать о нём. Ведь это та самая история, где принц даже присутствовал. И такой, какой стереотипу нравится. Но его быстро выводят из сюжета, а в центре остается главная героиня, которая не собирается сидеть в башне и ждать нового спасения.
2. Любовная проза, вот где вы хороши
Наверняка если покопаться, то можно найти исследования, доказывающие более высокий уровень эмпатии у женщин. Или еще что-то такое, чем можно оправдать такой стереотип. Он звучит как «место женщины на кухне», но от мира литературы. Женщина может писать только сопливую, либо пошлую любовную литературу. И… Не без этого, конечно, но этим не ограничиваются таланты писательниц! Они способны писать обо всём: о войне, дружбе, голоде, научных технологиях, кровавых расследованиях. Женщинам доступно всё. Философия, религия, вопросы перенаселения — писательницам всё интересно и есть что сказать. Как вообще мог укрепиться этот стереотип, когда в мире существовала великолепная леди Агата Кристи?!
Шэрон Болтон «Маленькая черная ложь»
Шэрон Болтон - Маленькая черная ложь
Атмосферный и тяжелый триллер с элементами детектива. Любовная линия? Она тут есть, но смысл совершенно не в ней. Идеально для зябкого времени года, чтобы дрожать до костей.
Дарья Бобылева «Вьюрки»
Дарья Бобылёва - Вьюрки
Попробуйте предъявить Бобылевой стереотип о любовной прозе — вас превратят в жабу. Женщина, которая пишет атмосферные ужастики, достойна всего лучшего в этом мире. Потому что ее книги заслуживают любви, пусть и к жанру этому они не относятся.
Макс Фрай «Чужак»
Макс Фрай - Чужак (сборник)
Давно уже не секрет, что Макс Фрай — это Светлана Мартынчик в соавторстве с Игорем Степиным. Вселенная сэра Макса и Ехо страшно далека от стереотипного любовного романа. Юмор, прописанность мира — всё располагает к чтению.
3. Погода была ужасная, принцесса была прекрасная
Один из распространенных стереотипов — женщина пишет о желаемой версии себя. Она создает прекрасную Мэри Сью, которой хотела бы быть. Вот, мол, в центре всех перипетий красивая, смелая, мудрая, властная женщина, к которой подтягивается и первый стереотип, прекрасный принц, да не один. Только так и никак иначе. Ведь зачем иначе женщине что-то писать, да?
Нет, не да. Женщина, садясь за написание произведения, не думает о том, чтобы описать себя в главной роли. Она также создает персонажей, исходя из потребностей сюжета. Нужна красавица? Будет красавица. Нужна смелая? Будет смелая. Нужен мужчина главным персонажем? Будет мужчина.
Анна Старобинец «Лисьи броды»
Анна Старобинец - Лисьи броды
В этом романе главный герой — мужчина. А женщин тут несколько, с кем же автору было идентифицировать себя? Да и не сказать, что женщины сплошь Мэри Сью. Со своими болями, минусами, потерями. Они неидеальны.
Перл Бак «Земля»
Перл Бак - Земля
Женщина с прекрасным именем Жемчужина выбрала темой своего величайшего произведения — семью. Династии, земледелие, наследие, брак — в этом романе-притче смешано всё. А женщины в этой истории… Не думаю, что автор осознанно хотела идентифицировать себя с любой из них. Каждую из них кто-то в романе ненавидит, но любит их всех — только автор.
Теа Обрехт «Без воды»
Теа Обрехт - Без воды
Мне кажется, что это один из самых оригинальных главных героев в «женской» прозе — верблюд. Судьбы людей переплетаются и расходятся, удушающая жара не дает мыслить здраво, а в эпицентре всего этот гордый зверь, о котором так подробно и с такой любовью пишет автор. Вот уж точно не претендент на звание Мэри Сью и прекрасной принцессы.
Пожалуй, я могла бы выделить еще стереотипы. Но мне кажется, что это были бы подпункты уже выделенных мною категорий. Потому что все основывается на недоверии к тому, что женщины могут писать о чём-то большем, чем об ахах-вздохах при луне. И пусть раз за разом именно женщины получают престижные премии в области литературы — отношение к ним едва ли можно считать равным мужчинам в профессии. Лично я и в любовной литературе не вижу ничего предосудительного — иногда душа требует отдыха, легкости и чего-то нежного или страстного. Но это совсем другой вопрос — вопрос, существует ли низкосортная литература. Мы же сегодня просто еще раз посмотрели на то, что даже если она существует, ее приписывают авторству женщин.
Но не пора ли отказаться от деления литературы на пол? Может быть, будем видеть в литературе… Литературу?
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях»Лина Синявская