Когда‑то одно из успешных градообразующих предприятий Троицка — жировой комбинат — сегодня разбирают на кирпичи и металлолом. До сих пор троичане сожалеют об утрате жиркомбината, десятилетиями кормившего не только город, но и всю область.
Эта промышленная площадка когда‑то формировала облик города, давала работу нескольким поколениям горожан. В последнее время цеха комбината, производственные помещения разбирают особенно жестко. Востребованными остаются, в основном, железная арматура, кирпичи — это то, что можно еще продать и получить хоть какую‑то выгоду. Некоторые бывшие цеха полностью оказались разобраны и фактически исчезли с территории комбината.
Побывать на жиркомбинате нас сподвигли читатели газеты, сообщив, что теперь любой желающий может беспрепятственно проникнуть на территорию под видом покупателя стройматериалов. Действительно, один из троицких предпринимателей выкупил часть территории и организовал там свое предприятие, где можно купить кирпичи, арматуру, блоки, в общем, всякие «бэушные» материалы. На территории также разместился пункт по приему макулатуры и еще одно сельскохозяйственное предприятие, купившие землю под цеха.
Из уцелевших и хорошо сохранившихся помещений бывшего гиганта пищевой индустрии — административное здание с проходной. Кабинеты арендуют несколько организаций, здесь более-менее порядок, и чувствуется хоть какая‑то жизнь. За проходной начинается зона отчуждения: людей нет, вокруг разрушенные и полуразрушенные здания с пустыми глазницами окон словно взирают с немым укором.
Когда‑то жизнь здесь бурлила: стахановские темпы, пятилетние планы, нормативы. Комбинат работал в несколько смен, майонез, маргарин постоянно отгружались, лучших передовиков производства награждали. До поры до времени все было хорошо и беззаботно. Сегодня от комбината остались одни рожки из арматуры да кирпичные ножки. Только в воспоминаниях бывших рабочих — это по‑прежнему уникальное производство, с которым связано много приятных моментов.
В разрушенные старые производственные помещения я не рискнула зайти, да они и огорожены, а направилась в более современный — бывший цех наливного маргарина, построенный где‑то в конце 80‑х. Одна из дверей была открыта, и я поднялась по этажам. «Начинки» цехов, конечно же, не осталось, собственники вывезли и продали оборудование одним из первых.
В пустых огромных помещениях только холод и тишина, да сквозняк гоняет мусор. О том, что здесь производили качественный маргарин, горчицу, майонез, можно вспомнить, находясь лишь в лабораториях и бытовках. Здесь еще встречаются остатки мебели, холодильников, масса специальных журналов, документация, этикетки, крышки, колбы, стеклянные банки и прочей никому теперь не нужной ерунды. На некоторых дверях остались таблички, на стенах — планы эвакуации людей, остатки пожарных щитов, кое‑где с огнетушителями.
В общем, скажу вам, зрелище от всего увиденного довольно грустное: безнадега полная. За несколько лет по чьему‑то злому умыслу угробили процветающее предприятие, которое могло бы быть востребованным и по сей день.
В другом цехе — рафинации — индустриальный пейзаж впечатлил еще больше, но только в том плане, что теперь там можно снимать фильм о постапокалипсисе. Декорации что надо! Здесь когда‑то случился пожар, и теперь небезопасно ходить внутри, того и глядишь, может что‑нибудь «прилететь», упасть. В здешней лаборатории полный хаос. Впечатление такое, что по сигналу тревоги все разом покинули помещение, а, убегая, бросили все на произвол судьбы.
Подробный репортаж: https://region-uu.ru/news/9921-na-svalke-istorii-chto-stalo-s-zhirovym-kombinatom-video.html