В Артиллерийском музее можно посмотреть выставку, посвящённую русским инженерам и сапёрам войны 1853-1856 годов. В России её принято называть Крымской, а в иностранной историографии — Восточной. Какие подкопы там были на нашем счету?
Выставка в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, расположенном в Арсенале Кронверка Петропавловской крепости, называется «Крымская война и инженерное искусство русской армии». Экспозиция развёрнута в зале №10 и доступна посетителям до конца нынешнего года.
Экспозиция приурочена к 170-летию начала Крымской (Восточной или Турецкой) войны, в которой против России действовала коалиция Британской, Французской и Османской империй, а также Сардинского королевства. Боевые действия этого масштабного столкновения, которое историки иногда называют репетицией мировой войны, происходили не только на Крымском полуострове, но и на Кавказе, Дальнем Востоке, в Балтийском и Белом морях.
В витринах выставки можно увидеть подлинные мундиры Николая I, цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и его младшего брата — великого князя Михаила Николаевича, который с 1852 года занимал должность генерал-фельдцейхмейстера российской армии (то есть главного начальника артиллерии).
КстатиВ период Крымской войны цесаревич Александр Николаевич командовал войсками столицы Российской империи, а великий князь Михаил Николаевич с первых дней находился на фронте, как и другие сыновья Николая I («Если есть опасность, то не моим детям избегать её!»). Будучи главой военно-инженерного ведомства, обеспечил, помимо укрепления старых, сооружение 10 новых крепостей и 135 отдельных укреплений.
На выставке представлен различный инструментарий сапёров того времени (например, шагомер для определения расстояния с точки зрения времени его возможного преодоления бойцом). Здесь можно увидеть и макеты различных укреплений, защитных приспособлений и специально созданных препятствий, создававшихся русскими инженерами для защиты или, наоборот, осады крепостей.
Демонстрируется и модель уголькового запала, изобретённого Павлом Львовичем Шиллингом (1786-1837) (а на его счету ещё и первый в мире электромагнитный телеграфный аппарат) для воспламенения пороховых минных зарядов. Впоследствии эта технология развивалась и совершенствовалась, в ходе Крымской войны впервые в мировой истории массированные минные заграждения, созданные на Балтике русскими военными инженерами, сорвали планы англо-французской эскадры по атаке Кронштадта с моря (было установлено около 600 мин — пиротехнических и гальванических, то есть срабатывавших под воздействием электрического тока).
Помимо живописных полотен и гравюр с изображением батальных сцен и будней на передовой Крымской войны, экспозиция представляет портретную галерею выдающихся деятелей и героев этой во многом трагической для России военной кампании.
Естественно, здесь можно увидеть портреты замечательных военных инженеров Карла Андреевича Шильдера (1786-1854) и Эдуарда Ивановича Тотлебена (1818-1884). Но демонстрируются на выставке и изображения менее известных персонажей истории Крымской войны (впрочем, не менее значимых).
Например, генерал-лейтенант Владимир Гаврилович Политковский (1807-1867), начальник штаба Кронштадтского военного губернатора и член Комитета о защите берегов Балтийского моря (кроме того он ещё был председателем правления Русско-американской компании). Надёжная защита Кронштадта и Санкт-Петербурга от действий английской эскадры — во многом его заслуга.
Представлен на выставке и портрет генерал-майора Николая Алексеевича Столпакова (1807-1875), «который отличился устройством моста через Дунай недалеко от Браилова, с успехом и своевременно наведённого под сильным неприятельским огнём» (орден Св. Станислава первой степени и золотая сабля с надписью «За храбрость»).
Впоследствии генерал-инженер Сигизмунд Андреевич Тидебель (1824-1890) принимал участие в осаде Силистрии, заведуя частью осадных работ, и был в числе инженеров, которые спустились в ров неприятельского укрепления Араб-Табия и устроили там крытый переход, храбрый участник обороны Севастополя (в феврале 1854-го произведён в штабс-капитаны и награждён золотой полусаблей с надписью «За храбрость»).
Этим перечнем список портретной галереи выставки «Крымская война и инженерное искусство русской армии» не исчерпывается.
Среди уникальных экспонатов — архивные материалы, в том числе журнал осадных действий у турецкой крепости Силистрия в 1854-м, план Севастополя с указанием инженерных оборонительных работ. Есть в экспозиции и ящик, в ячейках которого расположены различные пули, извлечённые военными медиками из тел раненных русских солдат. Якобы это «наглядное пособие» собрал Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — главный хирург осаждённого в Крымскую войну англичанами и французами Севастополя.
Историческая справка:
Специалисты считают, что к моменту начала Крымской войны русские инженерно-сапёрные войсковые части достигли очень высокого уровня развития. К сожалению, этого нельзя сказать о других частях и подразделениях отечественной армии (устаревшее вооружение, сложности со снабжением — прежде всего транспортные и т.п.), что в конечном итоге привело к поражению России в этом конфликте.
Самой яркой страницей Крымской войны для инженерных войск стала продолжавшаяся 11 месяцев героическая оборона Севастополя. Здесь русские сапёры возводили подземные галереи, траншеи и иные линии сдерживания, успешно боролись с вражескими минами на море.
«Обороняющиеся прокладывали под землёй тоннели, создавали целые системы подкопов, или минные постройки, состоявшие из входов, галерей, рукавов, камер, буровых труб и боевых колодцев. Прокладка минных галерей была тяжелейшей работой. Из-за недостатка кислорода в тоннелях гасли свечи, и сапёрам приходилось работать почти в полной темноте, а землю вытаскивать в мешках, волоча их за собой по проходам, которые были настолько низкими, что передвигаться по ним можно было только ползком. Кроме того, галереи подтапливало грунтовыми водами. Одним из руководителей минных работ был штабс-капитан Александр Мельников, который полгода почти не выходил на поверхность земли. В шутку его прозвали “обер-крот”, а сапёров называли “кротами”», — говорится в аннотации к нынешней выставке Артиллерийского музея.
За время этой «подземной» войны русские сапёры проложили около 7000 метров галерей и произвели 94 взрыва, израсходовав 12,5 тонны пороха. При этом противниками России было проложено лишь 1280 метров минных галерей, но истрачено 58 тонн пороха (121 взрыв). Военные историки утверждают, что «русские сапёры так и не подпустили под свои бастионы вражеских минёров» и поэтому «можно с уверенностью сказать, что в этом плане подземная война завершилась безоговорочной победой защитников Севастополя».
На начальном этапе войны (например, при осаде турецкой крепости Силистрия) инженерными работами руководил выдающийся специалист генерал Карл Шильдер, который «не берёг себя и лично наблюдал за ходом осадных работ, часто проводя ночи в траншеях». Пожилой военачальник получил тяжёлое ранение, ему ампутировали ногу и через несколько дней он скончался.
В дальнейшем инженерно-сапёрными работами, в том числе и в Севастополе, руководил ученик Шильдера генерал Эдуард Тотлебен. Под его руководством были созданы оборонительные сооружения, которые на всех наиболее вероятных и удобных для штурма направлениях обеспечивали русской армии линии обороны, оптимально прикрытые прицельным артиллерийским огнём. Адмирал Павел Степанович Нахимов (1802-1855), руководивший обороной Севастополя, говорил: «Без Тотлебена мы бы вовсе пропали»…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы официального сайта Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи