В верноподданнических кругах, очень любящих времена и личность государя Александра III большой популярностью пользуется анекдот, в котором царь одной резолюцией разрушил политическую карьеру писательницы и суфражистки Марии Цебриковой.
Звучит этот анекдот так:
«… Однажды по политическому делу была арестована известная в то время оппозиционная писательница и публицистка Мария Цебрикова. Об этом доложили Государю. На докладе царь начертал краткую резолюцию, состоящую всего из трёх слов:
– Отпустите старую дуру!
Весь Петербург хохотал до слёз. Смеялись даже поклонники таланта писательницы, хихикали ультра-революционеры, смеялись анархисты и улыбались феминистки. Это был удар по репутации! Революционная карьера госпожи Цебриковой была уничтожена под корень… С горя она уехала из Петербурга и два года не показывалась в столичном обществе…»
Ага, уехала…
И в самом деле ведь уехала. И карьера оказалась уничтожена под корень.
Только вот, как рассказывали в другом анекдоте:
«Не в очко, а в преферанс. И не выиграл, а проиграл…»
В 1889 году Цебрикова опубликовала в Париже «Письмо Александру III», в котором прошлась по политике правительства:
«…На школы и больницы, на устройство приютов для детей, брошенных без призора, пока мать на работе, богаделен для престарелых бесприютных работников нет средств. А находятся средства на массу непроизводительных расходов: например, нашлись миллионы на покупку Мариинского дворца для государственного совета, имевшего приличное помещение…»
И так далее, и так далее. "Письмо" это нелегально завезли в Россию и тут распространяли среди всех желающих. Само собой, власти очень быстро с содержанием послания ознакомились.
Резолюция царя на этом письме на самом деле имелась. Только не про «старую дуру». Вообще, вот такие выражения – верный признак того, что опус сочинен в нынешние интернетные времена. Александр III никогда не позволил бы себе так выражаться в адрес женщины. Прочитав это привезенное из-за границы открытое послание, он написал на нем:
«А ей то какое дело…»
Царь искренне не понял, зачем женщина вообще лезет в политические дела. Какое ей до них дело?! В его голове просто не укладывалось, что такое возможно и что женщине политика и государственные дела могут быть интересны.
Это по поводу резолюции.
Теперь по поводу «рухнувшей революционной карьеры» и «с горя уехала на два года…»
На самом деле Цебрикова "уехала" так:
Сначала ее без суда сослали в Яренск. Это на тот момент город на северо-востоке Вологодской губернии, сейчас – село на юго-востоке Архангельской области. 200 километров от Котласа, 600 верст от Вологды. Это по прямой. Потом перевели в Сольвычегодск – это рядом с Котласом.
Через два года разрешили переселиться в Смоленскую губернию. Въезжать в Петербург и Москву ей запретили, поэтому в столицах она больше не появлялась. С 1906 года жила в Смоленске, несколько последних лет провела в Крыму в имении двоюродного брата.
Все это можно узнать за пять минут, открыв биографию Цебриковой.
Но вместо этого перепечатывают глупый анекдот в «хрустобулочном» стиле.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.