Финансовая отчётность это то, что изучают инвесторы всех мастей, кредиторы, чтобы понимать, стоит ли имеет дело с данной компанией.
Конечно, большинство инвесторов-физиков её упорно игнорирует. Не хотят вникать в суть и понимать вообще, что это такое, и что она из себя представляет. Одни полагаются в основном на различные разборы блогеров, к которым иногда возникает некоторые вопросы о том, откуда они это взяли и почему именно так! Другим - ничего не важно, главное, чтобы платили дивиденды, и качество и перспектива бизнеса оценивается главным образом, как регулярно они платятся, на сколько много, повышаются ли с каждым годом и т.д. Но также есть часть инвесторов, которые не хотят обходить данный вопрос стороной. И погружаются в детали!
Так из чего состоит финансовая отчётность?
В финансовую отчётность входит три главных отчёта:
- Бухгалтерский баланс, который рассказывает об активах компании и источниках их финансирования.
- Отчёт о финансовых результатах, который рассказывает о доходах, расходах, прибылях и убытках.
- Отчёт о движении денежных средств, который рассказывает, откуда взялись деньги и на что потратились.
1. Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс содержит информацию о том, какие активы есть у компании и откуда они взялись.
Сам баланс основан на уравнении:
Активы = Капитал + Обязательства
Любой актив компании должен быть профинансирован либо собственными средствами (пассивами), либо заёмными.
Бухгалтерский баланс отражает имущественное положение компании. Его анализ позволяет оценить структуру и ликвидность активов, а также обеспеченность собственными и заёмными средствами, платежеспособность и финансовую устойчивость.
Вот так выглядит наглядно бухгалтерский баланс!
Структура бухгалтерского баланса
Как видно на картинке сверху баланс разделён на две части: актив и пассив.
Части делятся на разделы, их пять. Внутри разделов - статьи. Каждая статья - это отдельный вид активов или пассивов. Статьи в активе расположены по степеням возрастания ликвидности - это значит, чем ниже расположена статья, тем быстрее актив можно продать. В пассиве статьи упорядочены по срочности погашения: чем ниже статья, тем быстрее нужно будет рассчитаться за привлечённое финансирование.
Суммы по разделам активов и пассивов в итоге равны между собой, что и видно на картинке бухгалтерского баланса сверху. Эти итоговые суммы, равные между собой, называются "валютой баланса".
2. Отчёт о финансовых результатах
Отчёт о финансовых результатах содержит информацию о том, из каких доходов и расходов сложился финансовый результат, полученный компанией.
Отчёт о финансовых результатах наглядно показывает за счёт каких доходов и расходов компания получила прибыль или убыток по основной и прочей деятельности.
Также важно понимать, что доходы в отчёте о финансовых результатах приводятся без НДС и акцизов, чтобы случайно не принять долг перед государством за доход.
Структура отчёта о финансовых результатах выглядит так!
Верхняя часть отчёта посвящена основной деятельности компании (выручка, себестоимость продаж, валовая прибыль (убыток), коммерческие расходы, управленческие расходы, прибыль (убыток) от продаж).
Средняя часть нужна для определения прочих доходов и расходов:
- проценты к получению - проценты, начисленные по депозитам и выданным займам;
- проценты у уплате - проценты, начисленные по взятым кредитам и займам;
- прочие доходы - все прочие доходы, кроме процентов к получению;
- прочие расходы - все прочие расходы, кроме процентов к уплате.
В нижней части определяется финансовый результат по всей деятельности компании:
- прибыль (убыток) до налогообложения;
- налог на прибыль;
- прочее - это дополнительные показатели, которые могут влиять на чистую прибыль. Например, штрафы, пени по налогам или сумма налога по упрощенной системе налогообложения, если компания применяет специальный налоговый режим;
- чистая прибыль (убыток).
3. Отчёт о движении денежных средств
Отчёт о движении денежных средств описывает денежные потоки компании за отчётный период и их сальдо (по простому, суммарный результат) на начало и конец периода.
Сам отчёт выглядит таким образом, если кто не знал.
Из него можно понять, откуда поступали денежные средства и денежные эквиваленты, и на что тратились.
Изучение данного отчёта вместе с отчётом о финансовых результатах позволяет понять, почему прибыль есть, а денег нет, или наоборот.
Что значит "прибыль есть, а денег нет"?
Например, владелец бизнеса живёт по кассовому методу. Он знает, что в этом месяце он должен заплатить зарплату, аренду и проценты по кредитам. Чтобы это сделать, нужно получить деньги от покупателей.
В мире бухгалтеров, царит другой взгляд, связанный с методом начисления.
Для наглядности приведу пример
Пусть компания за месяц продала товаров на 1300 руб. От покупателей поступило только 1000 р., из них 800 р. ушло на зарплату работникам, аренду помещения, выплата процентов по кредиту. Оставшиеся 300 р. остались в виде дебиторской задолженности. Деньгами они станут предположено только через месяц, а доходом является уже сейчас. Значит, прибыль составила 500 руб. (расходы учтены). А вот денег в конце месяца осталось всего лишь 200 руб. Прибыль есть, а денег нет!
В качестве заключения
Любой финансовый анализ - штука очень сложная. Особенно кто сам не бухгалтер и не финансист, но разобраться, как пользоваться отдельными приёмчиками для чтения и понимания всех этих отчётов вполне реально каждому! Кто хочет, разумеется!
В одну статью очень сложно вместе всё. В будущем постараюсь разобрать, как примерно анализируют и принимают решения на основе финансовой отчётности!
Для опытных инвесторов возможно ничего нового не будет, для кого-то наоборот!