Найти тему
Музклассы.рф

Слушание музыки 一 что это за предмет?

Оглавление

Слушание музыки 一 предмет, который встречается в начале обучения каждого юного музыканта. Многим родителям он кажется странным, а иногда даже бесполезным. В этой статье вы сможете узнать, в чем именно заключается идея предмета «слушание музыки» и какую пользу он приносит.

Слушать хорошую музыку лучше сразу в хороших наушниках. Например, в музыкальной студии Кидбург в Санкт-Петербурге дети пользуются российскими наушниками Kennerton. Фото: Ассоциация «МИР-МИО»
Слушать хорошую музыку лучше сразу в хороших наушниках. Например, в музыкальной студии Кидбург в Санкт-Петербурге дети пользуются российскими наушниками Kennerton. Фото: Ассоциация «МИР-МИО»

Зачем нужен предмет «слушание музыки»?

Суть предмета предельно проста: на уроках слушания музыки ребята действительно в основном слушают музыку. Однако этим занятия не ограничиваются.

Перед педагогом поставлены задачи познакомить учеников с классической музыкой, воспитать умение ее не только слушать, но и слышать, развить эмоциональное и образное мышление. Даже если в будущем ваш ребенок не свяжет свою жизнь с музыкой, уроки «слушания музыки» не пройдут бесследно.

Приобретенные навыки пригодятся в повседневной жизни. Благодаря им человек получает:

  • способность найти быструю, точную ассоциацию;
  • умение анализировать услышанное;
  • развитое музыкальное мышление;
  • накопленный слуховой опыт.

Но самое главное — появляется огромный музыкальный кругозор, багаж знаний о самых известных и значимых музыкальных произведениях, композиторах, базовых теоретических понятиях.

Сколько нужно учиться?

Предмет «слушание музыки» появляется в первом классе, программа рассчитана на три года. С четвертого класса этот предмет превращается в «музыкальную литературу», которую дети будут изучать до конца музыкальной школы.

Основная задача первого года обучения 一 узнать и освоить способы выражения эмоций в музыке. Дети учатся понимать, как средства музыкальной выразительности (темп, лад, фактура, ритм) влияют на характер музыкального произведения. В это время важно научить ребенка расслышать интонацию в музыке и описать ее словами или с помощью рисунка.

Второй год обучения 一 следующая ступенька к пониманию классической музыки. Теперь осваиваются более крупные структуры: музыкальные фразы, мотивы, формы. Это способствует пониманию целостности, помогает более полно раскрыть содержание произведения.

На третьем году обучения ребята работают с обобщением пройденного материала. Распознавать и определять отдельные элементы они уже научились, теперь важно соединить это в цельный образ. Появляется понятие «музыкального содержания» 一связь образа произведения с конкретными мыслями и идеями ученика.

Как проходят уроки?

Формат урока зависит от конкретного педагога. Однако существуют общие требования к занятиям.

На уроке дети сначала знакомятся с теоретическим материалом. Например, в первом классе на уроках «слушания музыки» педагог знакомит детей со всеми музыкальными инструментами. В начале урока обсуждается та или иная группа музыкальных инструментов, особенности их строения. Затем теоретический материал подкрепляется реальным звучанием отдельных инструментов. После этого ребята прослушивают произведение, заранее выбранное педагогом, в котором определенный инструмент играет главную роль: это может быть фрагмент (например оперы или балета) или полное произведение (небольшая пьеса).

Произведение звучит большое количество раз. Перед каждым прослушиванием педагог задает вопрос, на который ученики должны «услышать» ответ. Например:

— Какая эта музыка? Колючая или мягкая? Летящая или ползущая?

— Что бы вы делали под такую музыку?

— Как вы думаете, где бы эта музыка могла звучать?

Эти и многие другие вопросы позволяют детям активизировать слуховое восприятие и образное мышление.

Пример одного из уроков слушания музыки первого года обучения. Фрагмент из учебника Н. А. Царева «Уроки госпожи Мелодии», 1 класс
Пример одного из уроков слушания музыки первого года обучения. Фрагмент из учебника Н. А. Царева «Уроки госпожи Мелодии», 1 класс

Как можно позаниматься дома?

Существует множество вариантов домашних заданий: нарисовать иллюстрацию, записать эпитеты, сочинить сказку, найти и запомнить интересную информацию о композиторе, инструменте, музыканте и многое другое. Главное, чтобы родители уважительно относились к домашним заданиям ребенка и воспитывали такое же отношение у него самого.

Рисование — частое и популярное домашнее задание по предмету «слушание музыки». Ребенку нужно изобразить свои ощущения, впечатления, ассоциации, которые появились после прослушивания и разбора музыкального произведения.

Непосредственно перед выполнением домашнего задания будет правильным прослушать изученное на уроке произведение один или несколько раз, чтобы «освежить» музыку в памяти. К тому же, повторение способствует лучшему запоминанию. Важно следить, чтобы на всех сделанных рисунках были указаны имя композитора и название произведения. Только в этом случае рисование будет действительно приносить пользу, а не только отнимать время.

Пример выполнения домашнего задания
Пример выполнения домашнего задания

Живое исполнение: слушаем музыку на концертах

Процесс обучения происходит не только в стенах музыкальной школы и дома. Слуховой опыт накапливается у ребенка в течение всей жизни, в любое время, в любом месте. Поэтому совместный поход в филармонию или в театр — это отличное времяпрепровождение! Сейчас проходит множество детских концертов, которые коррелируют с программой музыкальных школ, где дети знакомятся с музыкальными инструментами, средствами музыкальной выразительности и разными композиторами.

Живой звук, настоящие музыкальные инструменты, большая сцена 一 все это обычно вызывает у детей самый настоящий восторг. Такие эмоции надолго сохраняются в памяти. Соединяясь со знаниями, полученными на уроках, у ребенка складывается цельная картина музыкального мира. Поэтому походы в филармонию и посещение любых других детских мероприятий, имеющих отношение к классической музыке, несомненно окажет благотворное влияние.

Что слушают дети на уроках?

Ниже приведен список самых важных и значимых произведений, с которыми ученики знакомятся в рамках предмета «слушание музыки«.

1-й год обучения:

  1. П. И. Чайковский, цикл пьес «Детский альбом».
  2. С. С. Прокофьев, цикл пьес «Детская музыка» («Утро», «Дождь и радуга»).
  3. Р. Шуман, цикл пьес «Альбом для юношества» («Дед мороз», «Первая утрата»).
  4. Э. Григ, сюита «Пер Гюнт» («Утро», «В пещере горного короля»).
  5. С. С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк».
  6. К. Сен-Санс, цикл пьес «Карнавал животных» («Лебедь», «Слон», «Черепаха»).
  7. М. П. Мусоргский, цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота»).

2-й год обучения:

  1. П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик» (вальс цветов).
  2. В. А. Моцарт, опера «Волшебная флейта» (ария Царицы ночи).
  3. А. Вивальди, цикл концертов «Времена года».
  4. Ф. Шопен, мазурки, вальсы.
  5. В. А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада».
  6. М. И. Глинка, опера «Руслан и Людмила», (рондо Фарлафа).
  7. К. Дебюсси, цикл «Детский уголок» («Колыбельная Джимбо»).

3-й год обучения:

  1. В. А. Моцарт, симфония № 40 (I и IV части).
  2. К. Дебюсси, прелюдия «Лунный свет».
  3. Н. А. Римский-Корсаков, сюита «Шехеразада».
  4. М. И. Глинка, опера «Иван Сусанин» (хор «Славься»).
  5. Д. Верди, опера «Аида» (триумфальный марш).
  6. П. И. Чайковский, цикл «Времена года».
  7. Л. Бетховен, пьеса «К Элизе».

Таким образом, предмет «слушание музыки» совершенно необходим! На уроках дети получают не только первоначальное представление о классической музыке, но и набор «инструментов», позволяющих понимать ее. Занятия пробуждают в человеке интерес, любовь и уважение к искусству.