Найти тему
Букшелф

Как писать, чтобы тебя читали

Оглавление

Когда я начинаю писать что-то новое, я обязательно хочу учесть каждую маленькую деталь сцены. Это вредит моему нарративу.

Что происходит? Текст перегружается деталями и описаниями, читателю сложно за этим уследить — он бросает начатое.

На мой взгляд, так можно писать, только если вы Толстой.

Когда «Война и Мир» догоняет вас по заданию в школе или в квесте по закрытию гештальтов, у вас нет выбора, кроме как прочитать. И вот вы деретесь с Толстым и бредете по полям сражений и столичным салонам, как шахтер. В руках не хватает кирки и зубила.

Это Владимир Иванович Даль, в его словаре много слов, но они не должны быть все в твоем тексте
Это Владимир Иванович Даль, в его словаре много слов, но они не должны быть все в твоем тексте

«Война и Мир» — шикарная книга. Но я жестко совру, если скажу, что её легко читать. Любовь Толстого к деталям создает определенный антураж, мысленное пространство, именно благодаря своему языку. Второй такой писатель — Диккенс.

Доступна ли такая роскошь начинающему писателю? В 21-м веке? Нет, всё изменилось и требуется другой подход.

Вместо изобилия деталей и постоянного описания, помогает их отсутствие.

Наш мозг — очень умный. А ещё жадный. Если ему дать сцену, без трехстраничного описания убранства комнаты, он свое додумает. Эта особенность становится полезным инструментам в руках находчивого писателя.

Show, don’t tell

Или «показывай, не рассказывай». основной постулат современной литературы.

Вместо: Он выглядел усталым и всем хотелось его пожалеть.

Надо: Под его глазами были мешки, Лиза обратила на это внимание. «Знаешь, — сказала она — тебе нужно больше спать».

Меня часто спрашивают: как часто я сплю?
Меня часто спрашивают: как часто я сплю?

Оба предложения классные, но второе радует читателя больше. Читатель рад, он понимает, что ему ничего не разжевывают и автор доверяет ему интерпретацию сцены. Мягко подталкивает к нужным моментам, но тем не менее, дает сделать самостоятельные выводы.

Позвольте читателю быть в комнате рядом с героями. Не очень круто видеть все только через смотровое стекло комнаты.

Как только вы начнете показывать внутренний мир книги своему читателю как есть, он сильнее вовлечется в повествование. Это форма взаимодействия: читать и рисовать свою собственную картину происходящего.

Как показывать, но не рассказывать?

Первый шаг: не тратить текст на детали

Тут мы возвращаемся к моей проблеме из первого абзаца — я люблю детали. Люблю вот это вот: воротник её свитера напоминал крепостной вал, она медленно, словно застывшая в смоле стрекоза, поворачивала свою красивую голову и т .д. и т.п.

Здесь главное не переборщить: найдите баланс между простыми и сложными предложениями, чтобы не перегрузить читателя чем-то одним.

Это Сандра Буллок из фильма «Пока ты спал», и воротник у её свитера не очень высокий
Это Сандра Буллок из фильма «Пока ты спал», и воротник у её свитера не очень высокий

Например: Она повернулась ко мне и свет упал на её лицо. В этом свитере с высоким горлом, она была особенно красива.

Второй шаг: используй действие

Персонаж не существует в вакууме, он живет в вашей книге. Поэтому, вместо того, чтобы делать его таким же наблюдателем, как и ваш читатель: придумайте действие.

Классно рассказать об окружении с помощью взаимодействия героя с окружением. Вместо того, чтобы описывать в деталях рабочее место героя, покажите его так:

«Часы показали на цифру 4, жаркое летнее солнце ушло к другому окну, поэтому Виктор мог спокойно заняться рабочими задачами. Он сидел перед пустыми страницами и блуждал рукой по диску телефона справа от себя. Бездумно, он набирал случайные номера. не решаясь приступить к новой главе»

Герои Стругацких за работой
Герои Стругацких за работой

Третий шаг: используй диалог

Нет ничего лучше хорошего диалога. Через него персонаж раскрывается как личность. Как он говорит, какие обороты использует? К кому он вежлив, а с кем груб?

Вспомните знаменитую первую сцену из «Бешеных Псов»? Там сразу ясно, какой Стив Бушеми скряга.

-5

А если не получается?

Если получается только рассказывать, а не показывать, то нужно рассказывать! Иногда без экспозиции не обойтись, плохо, если у вас в тексте окажется только экспозиция. Поэтому не отказывайтесь от рассказа, просто уменьшайте его присутствие в тексте.

Вместо заключения

Хотите начать писать, но в интернете слишком много информации? У подписчиков «Пустых страниц» такой проблемы нет. Учимся и делаем вместе.