С виду Джейкоб - молодой человек с невинным выражением лица. По нему не скажешь, что за плечами развод, смерть ребёнка и тяжёлое ранение во время войны во Вьетнаме. И постепенно эти травмы начинают выползать наружу, обретая форму кошмара, который подменяет реальность. Пытаясь разобраться в этом, Джейкоб только ещё сильнее проваливается в ту пропасть, где он уже не властен над собственной жизнью...
Имя постановщика Эдриана Лайна у многих в первую очередь ассоциируется с жанром романтического триллера, поскольку вслед за его дебютом и популярным «Танец-вспышка», последовали «9 с половиной недель» и «Роковое влечение». Поэтому довольно непривычно было воспринимать от него столь необычный фильм как «Лестница Иакова», в котором оказались смешаны темы Вьетнама, наркотиков, эротики, христианства, мистики и самых натуральных кошмаров.
Казалось бы, начинается всё вполне в духе Лайна. Главный герой прошёл Вьетнам, развод, потерю ребёнка – и ныне живёт с любвеобильной латиноамериканкой, которая всегда готова поддержать своего нынешнего избранника. Однако уже в одном из вступительных эпизодов в метро начинает закрадываться подозрение, что всё здесь окажется не так просто. Уж слишком реальным оказывается кошмар, и слишком главный герой пытается этих демонов утаить в себе.
Сюжет оказывается довольно тягучим в том смысле, что словно бы затягивает зрителя вместе с Джейкобом в то болото кошмара, любые движения в котором только ещё сильнее приближают тебя ко дну. Именно вот эта пугающая зыбкость сюжета – и талант Лайна как бывшего клипмейкера (приставучая песня Майкла Сембелло «Maniac») – основные ингридиенты успеха этой ленты. Потому что особого удовольствия наблюдать, как мучается Тим Роббинс и его сотоварищи, нет.
Интересно, что визуальный ряд ленты оказал большое вдохновение на создателей серии Silent Hill. Немудрено, эпизод, в котором беспомощного Сингера везут по лечебнице производит шокирующее впечатление. И благодаря тому, что чувствуешь беспомощность вместе с героем – и благодаря тому, что оживающие кошмары Сингера сняты и смонтированы как будто с его точки зрения. Без шанса для зрителя рассмотреть повнимательнее ту или иную крипоту, а тем более без каких либо дешёвых скримеров.
Ближе к финалу можно обнаружить внезапную перекличку с «Бразилией» Терри Гиллиама. Но, вероятно, совпадение случайное, поскольку сам сценарист Брюс Джоэл Рубин указывал в качестве источника вдохновения для подобной сюжетной конструкции знаменитый рассказ Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей». Да и сценарий он написал за три года до выхода фильма Гиллиама.
Уже после просмотра могут возникнуть вопросы о смысле тех или иных элементов в фильме, как и о его финале. Который всё же несколько разочаровывающе упрощает всю ту богатую сложную конструкцию, что Лайн так тщательно воссоздал на протяжении фильма. С другой стороны, могло быть хуже и в обратном направлении - как Рубин не протестовал, но тщательно расписанную библейскую символику из фильма элегантно стёрли, от чего остался лишь едва заметный - но уместный силуэт.
«Лестницу Иакова» в первую очередь порекомендуешь посмотреть тем, кто с ней ещё не знаком. Производит достаточно хорошее впечатление, поскольку умело воздействует на эмоции зрителя. К финалу стоит отнестись несколько снисходительно – хотя бы потому, что едва кто-то сможет предложить более интересные объяснения бэд трипов главного героя.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.